Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Сираевым Наилем Рафиковичем.

директором ижевской специальной коррекционной школы-интерната I, II и VI вида №15, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2014»

О чем чаще всего будут разговаривать два директора школы, встретившись в неформальной обстановке? Конечно, о работе, о школе, о том, что наболело... Именно эти темы стали основой интервью Чугалаева Ахтам Хабибзяновича, победителя Всероссийского конкурса «Директор школы-2010», директора школы №97 города Ижевска с его коллегой и земляком, победителем Всероссийского конкурса «Директор школы-2014», директором ижевской специальной коррекционной школы-интерната I, II и VI вида №15 Сираевым Наилем Рафиковичем.

«Директор школы» №8, 2015. Записано 16.09.2015

 И пилить, и строгать и сажать картошку…

Что привело Вас в профессию, а именно в коррекционную школу?

В 1980 году я закончил исторический факультет, и комитет комсомола направил меня  в школу, в которой по сей день и работаю, тогда она называлась «Школа интернат №15 для глухих детей». В комитете  мне объяснили, что дети нормальные — одевают наушники и урок проходит, как в обычной школе, хотя после стало понятно, что не всё так радужно. Когда я пришёл в школу, я просто ужаснулся: здание было мрачным, стены чёрные, дети великовозрастные, меня назначили не учителем истории, а учителем трудового воспитания, так как не было специалистов на этом месте. В своё время по труду у меня была твёрдая тройка, я не умел ни пилить, ни строгать, но начав работать в этой школе, я научился и пилить, и строгать, и сажать картошку... В течение двух лет было огромное желание сбежать из этой школы, но в то время молодой специалист обязан был отработать не менее трёх лет. Самая большая трудность в том, что с этими детьми наладить контакт очень не просто, но какие знания и умения учитель может передать, если ученик не понимает его, а он ученика? Меня назначили классным руководителем в 11 класс, была группа из 20 человек, я думал, что сойду с ума, было жутко, они все выше меня, старше, всем по 24 года, бородатые мужики, созревшие женщины. Но постепенно я начал привыкать, ребята меня обучали жестовому языку, я их школьным предметам, и когда подошло то, так желанное когда-то время, позволяющее мне уйти из школы, стало понятно, что моя душа и сердце прикипели к этим ребятам, к тем душевным курьёзам, которые происходили между нами из-за разности восприятия мира. Стало ясно, что эти ребята без меня не обойдутся, а я без них.

Что для Вас самое сложное в работе, что самое простое?

Самое сложное это собрать коллектив для коррекционной школы, его приходится собирать  по зёрнам. Когда педагог устраивается к нам в школу, проходит собеседование, и вроде всё, он нам подходит, я говорю: «Если выдержите год, то дальше будет проще, тогда точно останетесь», но обычно выдерживают 2-3 месяца и уходят. Недавний пример, Татьяна Ивановна, пришла к нам в школу завучем, и решила себя попробовать в работе с детьми, мы дали ей шесть часов, несмотря на то, что у нас учителем становишься не сразу, сначала 3-5 лет работаешь воспитателем, а только после этого начинаешь вести уроки. Через неделю Татьяна Ивановна просила её освободить от этих уроков. Всё это говорит о том, что нужно сначала узнать, что это за дети, как они воспринимают этот мир, изучить их психологию, вот для этого у нас первый этап, это практика воспитателя. Отсюда самое сложное, налаживание общение коллектива с детьми, подготовка этого коллектива к полноценному контакту с ребятами.

А самое простое?

Это, наверное, тратить деньги, которых нет. В нашей ситуации – это осваивать средства.

Нарисуйте один день из жизни директора школы Наиля Сираева?

Как правило, я в школу приезжаю в 7.30, обхожу проблемные места, это у нас канализация, отопление, трубопроводы горячего и холодного водоснабжения. В 8.30 собрание с заместителями, контроль проведения мероприятий, обсуждение проблем, недоделанных работ, далее я посещаю одно из занятий, но это по возможности, после всевозможные совещания. Обязательно посещаю школьные мероприятия, которые проводятся почти каждый день. И, конечно, много времени уделяю работе со спонсорами, чтобы добиться какого-то успеха, лучше с ними встречаться лично. Много финансовых вопросов приходится решать по хозяйственной части: крыша протекла, окно выпало, на всё необходимо искать дополнительные средства, так как казны для решения всех трудностей чаще всего не хватает. День пролетает очень быстро, стоит только утром открыть глаза и включить свет, как тут же я стою на этом же месте и выключаю свет,  чтобы лечь спать.

Если бы у Вас была возможность что-то изменить на федеральном уровне в сфере образования, какие это были бы изменения?

Сегодня у нас очень большая проблема с базисным учебным планом, коррекционную школу переводят под базисный учебный план массовой школы, это развал всей коррекционной системы. Все коррекционные занятия выхолащиваются, со второго класса вводится английский язык, дай Бог, чтобы глухой ребёнок русский язык изучил. Основная масса детей тотально глухие и изучение русского языка для них является, чуть ли непосильным трудом, мы уже не говорим про английский язык. На сегодняшний день данный вопрос становится большой проблемой, и инклюзия, и введение новой программы  в коррекционную школу требуют серьёзных доработок, иначе всё это останется только на бумаге, а практического применения не найдёт. Ведь коррекционная система строилась десятилетиями, неправильно взять и всё выбросить, а сохранение такого вида школы, как коррекционная – необходимость для таких детей. Ребят, у которых остаток слуха сохранился, можно определить в массовую школу, но здесь встаёт вопрос работы с родителями, но если родители не будут помогать, то и здесь будет провал в обучении  ребёнка.

Многие участники конкурса признают, что их жизнь разделилась на «до» конкурса и на «после» него. Какие изменения произошли в Вашей профессиональной жизни, и произошли ли?

Безусловно, изменилась, мы с «тридцаткой» финалистов тесно общаемся, переписываемся, кто-то на юбилей приглашает, со школой им. Гротто затеваем проект. Появилась известность, а с ней, конечно же, ответственность, все смотрят, как на человека, который может перевернуть мир. Огромная ответственность заставляет внутренне меняться. Нужно показать, что ещё на что-то способен! И вот на сегодняшний день ещё один, для нашей школы огромный проект, пока условно назвали «Иппотерапия». Все документы для его реализации готовы, три специалиста уже обучаются в Уфе, далее создаётся проект конюшни. У нас в мире нет ничего случайного, когда лежал в больнице, познакомился с младшим братом Вершинина (в прошлом председатель Госсовета Удмуртии), Аркадий, сейчас он глава Малопургинского района. Я рассказал про проект, про трудности, оказывается у них, в районе есть 180 лошадей и выделить парочку для благого дела они очень рады. Согласился помочь Сбербанк, с которым сотрудничаем уже три года, с его помощью мы  нашу сборную горнолыжников подготовили к   Олимпийским играм, поэтому надежда на них не безосновательна.  

Говорят, что Вы побывали в «сказке»?

Сказка называется Япония, государство, которое находится на маленьком острове, 147 миллионов жителей, уровень жизни достаточно высокий. Но все, наверное, знают, что японцы трудоголики, на первом месте у них стоит работа, на втором – здоровье, и государство уделяет огромное внимание именно здоровью, отсюда все эти высокие технологии в области медицинского оборудования. Нас пригласила корпорация  Panasonic, которая являлась партнером конкурса «Директор года». Мы побывали на ведущих фабриках в Токио, Киото и Кавасаки, производство удивительное. Я бывал на заводах нашей страны, на заводах в Израйле, там тоже высокий уровень, но здесь просто чудо техники: стоит специалист перед панелью управления и любой инструмент, который ему необходим, подаётся робототизированно, всё управляемо.

Поражает борьба за качество, нам показали на примере огромного плазменного телевизора: они уложили его в коробку, подняли на высоту 1,5 метра, сбросили на бетонный пол, после вытащили его из коробки и положили  в камеру, в которой установили температуру от -85 °С до +85 °С, и после таких манипуляций  провели тест, телевизор в рабочем состоянии. Они говорят, чтобы быть лидерами в мире нужно идти на голову выше, иначе никак. Жаль, что в Японии мы не посещали коррекционные школы, это закрытая тема, но нам рассказали, что если ребёнок в массовой школе не справляется, то его переводят в специальное учреждение, где работают с такими детьми. Я тесно общался на деловом ужине с вице-президентом данной компании и поделился некоторыми техниками и методиками работы с глухими детьми и детьми с ДЦП, надо сказать, что он был в хорошем смысле поражён и готов пригласить двух-трёх наших педагогов за свой счёт для обмена опытом в Японию. Будет очень хорошо, если это случится.

И последний вопрос, что бы Вы пожелали, своим коллегам, читателям журнала?

Желаю здоровья, оптимизма, коллегам-директорам, поучаствовать в конкурсе «Директор школы», и вообще чаще участвовать в конкурсах, так как это расширяет собственный кругозор, и это полезно и интересно, вселяет позитив. После участия в конкурсе другой взгляд на жизнь и послевкусие конкурса остаётся надолго.

 

Интервью провел Чугалаев Ахтам Хабибзянович,
директор школы №97 г. Ижевска

 

 

 

   
 
 
 

16.09.2015  |  Просмотров: 1122  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые интервью

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

Карпов Павел Владимирович

Начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования города Москвы

Майоров Алексей Николаевич

Заместитель руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по образованию Российской Федерации, доктор педагогических наук

Сираевым Наилем Рафиковичем.

директором ижевской специальной коррекционной школы-интерната I, II и VI вида №15, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2014»

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.