Ћогин или email

ѕароль

 
 
 

–егистраци€   Ќапомнить пароль

 
 

 
 

»нтервью

Ќовые   ѕопул€рные   ќбсуждаемые   ¬се

јдамский јлександр »зотович

научный руководитель института проблем образовательной политики ЂЁврикаї, кандидат педагогических наук

 акие тенденции в сфере образовани€?  уда движетс€ наша страна, если говорить о школе и современном ребенке? ¬ чем опасность сегодн€шних реформ, и что мешает учителю в нашей школе быть свободным?

Ђƒиректор школыї є7, 2015. «аписано 26.08.2015

Ёпоха новых результатов, или „увство юмора как предмет 

 

— –асскажите о своем школьном детстве, о директоре, учител€х...

ƒиректором школы, в которой € училс€, был мой папа — »зо ƒавидович јдамский. ћы жили в маленьком украинском селе, где была одна-единственна€ школа, и мой папа был там директором и учителем истории, а мама преподавала русский €зык и литературу и потом была моим классным руководителем в старших классах. ћои родители были лучшими учител€ми этой школы, а папа был еще и очень увлечен различными инновационными иде€ми: начальные классы уже тогда, это середина 60-х, учились по системе развивающего обучени€ «анкова, в некоторых классах была система укрупненных дидактических единиц Ёрдниева.

ћама не хотела, чтобы € был учителем, но их пример был очень прит€гательным и € всегда мечтал стать директором школы, видел насколько это сложно и интересно. Ќо директором стать не удалось, а учителем работал сначала в соседнем селе, а потом уже в ћоскве, после армии и окончани€ физфака ћ√ѕ» им. Ћенина.

 

— —егодн€ много недовольств, разногласий и мифов св€зано с ‘√ќ—, ≈√Ё, профстандартами, едиными учебниками и т. д. Ќа ¬аш взгл€д, что сегодн€ в отечественном образовании вызывает наибольшую тревогу?

— ѕрежде всего, разрыв между институциональными нормами и ручным управлением в реальности.  роме этого, разрушающее систему доминирование политиканства, при котором образование используетс€ дл€ повышени€ рейтинга политиков, дл€ беззастенчивого пиара, при этом совершенно не оцениваютс€ гуманитарные и образовательные риски.

— другой стороны, ситуаци€ в системе образовани€ во многом определ€етс€ инерцией реформ, заложенных национальным проектом «ќбразование», и политикой, инициированной нынешним президентом еще с 2004 года, когда строилась нова€ институциональна€ база и мен€лс€ закон «ќб образовании».

ѕо€вились стандарты, ориентированные на услови€ дл€ развити€ ребенка и развитие школы, по€вилс€ комплекс примерных программ, по€вилась стратеги€ воспитани€, и если исключить направление оценки качества, то в целом институциональна€ база сложилась довольно прогрессивна€. «акон, стандарты, примерные программы…   огромному сожалению, нормативна€ база по финансированию школ и системы оплаты труда выпадает из этого р€да, потому что фактически самоликвидировалась в св€зи с реализацией майских указов. Ќо поскольку финансовые услови€ принципиально изменились, а ручное управление усилилось, то эта нормативна€ база по финансированию системы управлени€ просто потер€ла смысл. » та институциональна€ база, довольно прогрессивна€, на мой взгл€д, котора€ могла быть потенциально эффективной, почти не работает.   этому привело ручное управление, ведомственна€ политика, правительственна€ политика натуральной централизации и мелочный контроль за централизованно же установленными показател€ми.

” школ сегодн€ нет самосто€тельности ни в расходовании финансов, ни в прин€тии программ, ни в утверждении штатного расписани€, у нас, по сути, нет нормативно-подушевого финансировани€ — оно исчезло за последние два года, и у нас фактически нет институционально утвержденной системы оплаты труда. Ёта система отчасти сохранилась в ћоскве,  алининграде, могу назвать еще два-три региона, но повсеместно ее нет.

–азрыв между институциональными правилами и практикой управлени€ в системе образовани€ приводит к тому, что система деинституционализируетс€, правила не работают, система разбалансирована до предела. ‘едераци€ ставит задачи и дает деньги, регион дает деньги, дублирует задачи и вынужден контролировать их, муниципалитет, формально €вл€ющийс€ учредителем образовательных организаций, на деле никакой площадкой ни управлени€, ни образовательной политики не €вл€етс€. Ѕолее того, во многих муниципалитетах происходит саботирование де€тельности, т. е человек по должности об€зан управл€ть, но никаких рычагов управлени€ нет и никакой мотивации тоже.

ј школа должна все это выполн€ть, формально она имеет полномочи€, но реально она подчин€етс€ грубому контролю, диктату, к тому же ее отдают под разные провер€ющие ведомства. ќна оказываетс€ под валом колоссальной отчетности: министр не выполнил своего обещани€ о сокращении бумагооборота ни на федеральном, ни на региональном, ни на другом уровне. » количество провер€ющих организаций не счесть. ћетодики у них у всех разные, иногда противоречащие друг другу, и если ты хочешь выполнить ‘едеральный закон є 83-‘«, будучи автономной организацией, то попадаешь под проверки прокуратуры, —ледственного комитета, —четной палаты, пожарных, санэпидслужбы и т. д.

¬ этом смысле, кошмарной нормой €вл€ютс€ дес€тки проверок в школах и детских садах в мес€ц, добавьте сюда сотни отчетов — все это создает ужасную жизнь, при которой прогрессивна€ институциональна€ норма становитс€ своей противоположностью. ќна превращаетс€ из ориентира в предмет жестко формализованной проверки. ј это уже не просто разбалансировка системы, это неуправл€емый хаос. » если ты хочешь выжить в ней, то должен действовать по ситуативным правилам, а не по институциональным и в зависимости от того, какую установку дает начальство.

ѕоэтому директора сегодн€ наход€тс€ в очень сложной ситуации, даже в советское врем€ такого не было, там была друга€ истори€ с идеологическим диктатом, но декорации были другие.

“ак что мен€ больше всего тревожит разрыв между институциональным, довольно прогрессивным, но бесполезным набором норм, и реальной практикой натурального ручного сверхцентрализованного управлени€. “еоретически пон€тно, что если показатель становитс€ предметом административного или политического давлени€, то он разрушает систему. ј поскольку все построено именно на таком давлении — процесс очевиден.

¬торое, что мен€ больше всего беспокоит, это политиканство, и очевидно, что это идет не из образовани€, а из других сфер. ¬се эти истории с едиными учебниками, с унификацией содержани€, с тезисами о том, что «учить иностранный €зык — это готовить граждан дл€ иностранной державы» и что многообразие и вариативность ведет к коррупции… ¬се это — дичь! Ёто абсолютно политизированный контекст, так как ни один образовательный эксперт такого не выдвинет.

Ќо поскольку это накладываетс€ на определенную люмпен-волну, котора€ в определенных кругах считаетс€ большинством, то дл€ подн€ти€ политического рейтинга это используетс€. Ёто страшно дл€ образовани€, так как предметность образовани€ начинает подмен€тьс€ любой другой, в частности политической. » сейчас в современных услови€х это приводит к тому, что образовательные результаты будут ухудшатьс€, как и содержание, атмосфера, мотиваци€ и т. д.

¬се это приводит к тому, что управл€емость системы резко снижаетс€ и держитс€ исключительно на страхе и стремлении формально отчитатьс€.

я считаю, что чем больше в образовательной политике институционалности, тем более она эффективна. „ем меньше эффективных и прозрачных правил — тем хуже дл€ образовани€.

 

 Ќасколько содержание школьного образовани€ соответствует современности?

Ќа мой взгл€д, регулирование содержани€ образовани€ должно происходить с использованием других, менее централизованных, механизмов. я думаю, что открытость общества, многообразие приводит к тому, что регулирование содержани€ образовани€ атомизируетс€. Ёто означает, что чем меньше масштаб, чем ниже уровень регулировани€ содержани€ образовани€, тем эффективнее само образование.

ѕод регулированием € понимаю те способы и тот материал, который приводит к общеприн€тым результатам. Ќапример, нам нужны определенные результаты: овладение ””ƒ, навыками, компетенци€ми и т. д., это то, что мы должны получить в итоге, но как мы к этому придем, на каком материале — школа и учитель могут решать самосто€тельно. ќснование этого тезиса просты: громоздка€ ведомственна€ структура, призванна€ регулировать содержание и способы работы в дес€тках тыс€ч школ уже не в состо€нии успеть за быстрыми переменами. —ам процесс формализации перемен через микроскопическое министерство, с ограниченными возможност€ми, без учета конкретики отдельно вз€той школы, региона, города или села, во-первых, технически невозможно, а во‑вторых, вызывает резкое отторжение, вместо мотивации — своеобразный саботаж.

ј школа и учитель могут реагировать на изменени€ гораздо быстрее. я занимаюсь инновационными изменени€ми много лет и точно могу сказать, что улавливать инновационные изменени€ система в целом не может, мы упускаем врем€, а должны быть более мобильны. «а счет чего, например, в ‘инл€ндии такой высокий уровень образовани€? «а счет того, что учитель и школа сами решают, по какому материалу учить, какие должны быть формы аттестации и т. д. » в этом смысле это, конечно, риск, так как учитель должен быть высококвалифицированным, но веро€тность того, что ребенок вместе со школой и учителем будет посто€нно в контакте с происход€щими изменени€ми, гораздо выше. » именно это поднимает статус и престиж учител€.

ѕоэтому, когда некоторые эксперты говор€т «на государственном уровне должно быть отрегулировано содержание образовани€», € не считаю, что это самое эффективное. √осударство должно регулировать результаты на выходе и услови€ обучени€, а вот материал и способы — это ответственность школы, учител€, и в этом должна быть их самосто€тельность и ответственность.

≈сли учитель не имеет возможности самосто€тельно принимать решени€ о том, как учить, его работа превращаетс€ в формальность, если учитель сегодн€ не субъект содержани€, то мотивации дл€ реализации тех же стандартов у него нет. ћы это точно установили, когда занимались мониторингом введени€ ‘√ќ— начальной школы. ≈сли учителю дать абсолютно готовую, детально прописанную методику, стандарт, то у него возникает отторжение, так как учитель-то хочет что-то свое привнести в обучение ребенка, он хочет быть причастным, хочет быть субъектом, а его делают просто формальным исполнителем. » мы это увидели на ≈√Ё, когда из него «выкинули» учител€, он стал сопротивл€тьс€ и подсказывать ученикам, и не дл€ того, чтобы деньги заработать, а дл€ того, чтобы восстановить свое самоощущение. Ќельз€ учител€ ставить в положение только исполнител€, потому что сегодн€ очень важно, чтобы вокруг ребенка было поле самореализации, а учитель-исполнитель такой среды обеспечить ребенку не сможет.

 

— Ќасколько сегодн€ можно говорить о свободе профессии учител€?

—егодн€ об этом надо говорить особенно громко. Ќедавно € был в —анкт-ѕетербурге на конференции по альтернативному образованию, там было много думающих, самосто€тельных учителей, учителей с внутренней свободой, и ее никуда не деть, ведь как только учитель закрывает дверь в класс и остаетс€ один на один с детьми, начинаютс€ отношени€, которые определ€ютс€ здесь и сейчас. ¬ классе учитель вынужденно свободен. ≈го не спасут и не помогут никакие циркул€ры, если он внутри пуст как барабан.

¬опрос заключаетс€ в том, как сбалансировать те регул€торы, которые задают результаты и услови€, ту самосто€тельность, ответственность и уровень подготовки учител€, которые помогут свободному учителю себ€ реализовать. Ёто первое, а второе — учитель должен «видеть» то будущее, в котором ребенок социализируетс€.

¬опрос о свободе учител€ очень важен, но нельз€ делать свободу и самосто€тельность предметом контрол€. ѕочему рассыпаетс€ управление системой образовани€ в –оссии? ≈динственный механизм управлени€ — контроль, надзор и проверка. ѕоэтому даже концептуально за€вл€ть какие-то вещи дл€ управлени€ становитс€ опасно. —вобода им, самосто€тельность нужны? Ќужны. ≈сли они регулируютс€ органами управлени€, тогда они автоматически станов€тс€ предметом контрол€ и надзора, так как по-другому эта система не работает. ѕоэтому они нужны, но удерживатьс€ должны другими институциональными нормами, нежели ведомственна€ инструкци€. » вот этих других норм как раз и нет!

ј это могли бы быть нормы, которые вырабатывают, например, профессиональные сообщества учителей, воспитателей, директоров, но сегодн€ нормы, которые такие сообщества вырабатывают, не играют никакой роли в управлении образованием. ѕоэтому все сводитс€ к контролю и надзору. “ака€ методологи€ управлени€ сильно ограничивает набор оснований и принципов. ћы с вами можем говорить о свободе учител€, но в такой системе управлени€ нет механизмов, которые регулировали бы, поощр€ли или устанавливали бы свободу и самосто€тельность как норму де€тельности.

„то же делать учителю в такой ситуации? —оздавать свою реальность, реальность инновационную, в разных форматах. ћы, например, создали сеть инновационных школ, экспериментальных площадок и т. д. Ќо вообще есть старый добрый принцип — следовать закону. —егодн€ наш закон позвол€ет все это делать, учитель сегодн€ не –обинзон, он один ничего не сделает. ¬ 90-е годы у сообществ была замечательна€ возможность создавать коллективы, свои школы и жить по своим номам, не противореча закону. —ейчас все ужесточилось, и в этом смысле учителю, тем более сегодн€, одному не выжить, он не должен быть одиночкой, у учител€ есть директор, есть коллеги и т. д.

”читель не один! ƒа, есть такие педагоги-одиночки, которые обрекают себ€ на очень т€желую жизнь, полную конфронтаций. Ќо это герои, которых все знают и которых можно по пальцам пересчитать. ” нас професси€ командна€ сама по себе, у нас коллективы, школы, объединени€, сообщества, классы… ” нас командна€ работа. » учителю важно найти такого директора, такой коллектив, с которыми можно и нужно делать что-то свое, и у нас есть такие регионы, где есть такие учител€ и такие школы. Ќо мы честно должны говорить о том, что ключева€ фигура в этом процессе — директор, который может сделать такую свободу творчества учител€ возможной.

 

— ≈сли обобщить то, о чем говор€т сегодн€ результаты международных исследований в образовании, в которых участвует наша страна, какие тенденции?

ѕерва€ тенденци€, котора€ складываетс€ в мире, в образовании, — это персонализаци€ образовани€. ¬ этом смысле вектор развивающего образовани€ — направление, где ребенок себ€ максимально реализует, выстраивает персональные образовательные траектории. » здесь очень важна роль тьютора (не учител€-предметника), который понимает, как помочь найти тот вид де€тельности, в котором ребенок расцветает, про€вл€етс€, реализуетс€. «десь важно понимать, что речь идет не о профориентации и не о поиске профессии с детского сада, а речь идет о том, чтобы человек получил общее образование по тем каналам, которыми природа его одарила в большей степени. Ёто и творчество, и исследовательска€ работа, и спорт и т. д. » тут на первый план выходит поиск этого индивидуального направлени€ образовани€, индивидуализаци€ и персонализаци€, а с теми техническими средствами и возможност€ми, которые сейчас есть, это уже не проблема.

≈ще одна тенденци€, котора€, на мой взгл€д, тоже очень значима сегодн€, заключаетс€ в том, что личные качества станов€тс€ чуть ли не основными результатами образовани€. Ќапример, коммуникативность, умение сотрудничать, чувство юмора — важнейший элемент, между прочим. » проблема в том, что этому вообще не учат, как математике или химии. Ќо и научить чувству юмора, инициативности, ответственности нельз€, однако можно все это сформировать через различные виды де€тельности: проектную, игровую, через самоопределение, выбор и т. д. » самое интересное, что сегодн€ личные качества станов€тс€ условием профессионального успеха, и методологически это объ€снимо. “ехнологии мен€ютс€ очень быстро, и человек, освоивший одну технологию, должен суметь вдруг быстро перейти на другую.

 акое качество у него будет главнее?  ачество владени€ технологией или умение быстро перестроитьс€, быстро изменить свою позицию?  онечно, способность быстро перестраиватьс€ становитс€ ключевой, но дело в том, что технологию ему преподают уже в старшем возрасте, а эта способность мен€ть роль и позицию формируетс€ только в дошкольном возрасте и потом уже никак не компенсируетс€. я часто веду различные меропри€ти€ и наблюдаю выступающих учителей. “ак вот, по манере говорить — агрессивной, защищающейс€, дискредитирующей предшественника или, наоборот, соглашающейс€ со всем, — становитс€ пон€тно, что в дошкольном возрасте у него не было возможности самореализовать себ€ полноценно. “ак что как ни парадоксально, профессиональный успех человека сегодн€ закладываетс€ в дошкольном возрасте.

Ёто принципиально мен€ет картину образовани€. ≈ще 50 лет назад ты мог в рамках старшей школы и профобразовани€ обеспечить себ€ профессиональной карьерой, сейчас этого недостаточно. » если у теб€ нет вот этих необходимых личных качеств, то, несмотр€ на хорошее знание технологии, она не будет вечной, твой профессиональный результат будет ограничен. » получаетс€, что детский сад — это основна€ ступень современного образовани€! ѕеревернулась вс€ пирамида. Ќо из этого не следует, что все остальное неважно и другие результаты не столь существенны и надо дискредитировать академические знани€. —овсем нет! ѕросто из этого следует, что сегодн€ нельз€ игнорировать личностные качества человека дл€ профессиональной жизни, ведь если человек имеет чувство юмора, это не значит, что он не знает таблицы умножени€. Ќо если он знает таблицу умножени€, но не умеет работать в коллективе и безответственен, у него будут проблемы с самореализацией.

 огда вводитс€ единый на всю страну оценочный инструмент, ≈√Ё например, такие вещи, как личные результаты, не улавливаютс€, их не надо возводить в ранг экзаменов. » только учитель может, обща€сь лично с учеником, вы€вить эти способности и оценить их. Ќаступает эпоха новых результатов, которые простыми тотальными методами, едиными стандартными дл€ всей страны способами не оценишь. » не надо! Ёто друга€ реальность. ѕросто надо понимать, что ≈√Ё и все остальные экзамены — дл€ формального перехода на следующую ступень, но на следующих ступен€х будут уже оценивать по другой шкале и другие способности.

–азговоры и споры о ≈√Ё, кстати, несколько преувеличены. ¬ каждой стране существует ≈√Ё, и в каждой стране от него зависит дальнейша€ жизнь, и это везде стресс и драма. я был в японии, например, так там нет страшнее в жизни периода, чем эти экзамены.

“реть€ тенденци€, на мой взгл€д, очень важна€ — €зыкова€. язык становитс€ глобальным, и в этом смысле полилингвальна€ среда принципиально важна дл€ ребенка. ћожно сколько угодно сме€тьс€ над отдельными политиками, которые считают, что изучение иностранных €зыков чуть ли не подготовка к предательству родины, но така€ тенденци€ очень опасна. ѕотому что и экономика, и общественна€ жизнь, и информационное пространство станов€тс€ глобальными, это уже технологическа€ истори€, а не политическа€, и если человек не знает глобального €зыка, государственного €зыка и родного €зыка, то его самореализаци€ очень ограничена. » поэтому полилингвальный подход сегодн€ очень важен, мы сейчас создаем модель полилингвального детского сада («Ёврика» — детский сад») в ћоскве и р€де других регионов. я считаю, что чем больше €зыков ребенок знает с дошкольного возраста, тем лучше его развитие. Ёто не подразумевает какой-то иерархии, просто три €зыка — это норма сегодн€: глобальный, государственный и родной. ≈сть свобода передвижени€ географическа€, а есть €зыкова€, и сегодн€ не воспользоватьс€ этой возможностью — значит ограничивать себ€, а у нас, к сожалению, 90% учительского, да и директорского корпуса ограничены таким образом.

 

— ”читыва€ все вышесказанное, куда мы движемс€?

—овременна€ образовательна€ политика — разнонаправлена.

Ќапример, есть инновационные школы, мы их знаем, их руководители в конкурсе «ƒиректор школы» участвуют и побеждают. Ёто и јлексей Ѕабетов из ≈катеринбурга, школа « орифей», и јлексей √олубицкий из  алининграда… и они все муниципальные, не частные, они практики. — другой стороны, идет тенденци€, по инерции, создани€ институтов, позвол€ющих школам двигатьс€ к самосто€тельности, а с третьей стороны, возникают фрики, которые провозглашают, декларируют совершенно обратное: все унифицировать, уравн€ть и т. д., и это типичное мракобесие.

» получаетс€, что невозможно выделить генеральную линию развити€ образовани€, мы находимс€ в такой развилке, когда возможны разные варианты. –оль ћинобра на данный момент минимальна, они вообще сторонние наблюдатели за школой в большей степени. ’от€, справедливости ради надо сказать, что на министерском уровне принимаютс€ довольно прогрессивные или экологические документы, но реального эффекта от них нет. ѕоэтому разные люди и школы движутс€ в разных направлени€х. Ќаверное, это нормально, но это означает, что соориентировать родителей практически становитс€ трудно. Ќапример, ко мне придут и спрос€т: «¬ какую школу отдать ребенка?», мы посмотрим на ребенка и поймем, куда его отдать, а так, чтобы сказать родителю, что вс€ страна сегодн€ движетс€ в определенном направлении и школы тоже, невозможно. » ни один человек сказать этого, € думаю, сегодн€ не может.

 

— Ётот номер «ƒиректора школы» с ¬ашим интервью выходит как раз в начале сент€бр€. „то бы ¬ы пожелали директорам школ к началу нового учебного года?

я бы пожелал директору школы хорошего начальства, которое понимало бы, что реальна€ жизнь ребенка отличаетс€ от показателей дл€ отчетов, а также выполнени€ всех об€зательств перед школой руководством муниципального и регионального уровней. “акже € бы пожелал ему «проверочных каникул», чтобы у него хот€ бы полгода не было никаких проверок, чтобы он вздохнул немного и у него по€вилась возможность сосредоточитьс€ на делах школы и детей, а не на отчетах, хот€ € понимаю, что это несбыточно. Ќу и еще € хотел бы пожелать, чтобы у директора была возможность жить содержательной жизнью, а не только административной, участвовать в интересных проектах, заниматьс€ какой-то инновационной де€тельностью со своим коллективом, чтобы администратор не загубил талант учител€ в директоре.

 

»нтервью провела ≈. “ерешатова.

   
 
 
 

26.08.2015  |  ѕросмотров: 1523  |   омментариев: 0

ќпубликовать в своем ∆∆ (Livejournal) ќпубликовать в “виттере ѕоделитьс€ ¬ онтакте ѕоделитьс€ в ћоем ћире ѕоделитьс€ в яндекс.Ѕлогах ѕоделитьс€ в Facebook

ƒл€ того, чтобы оставл€ть комментарии, вам нужно авторизоватьс€ на сайте.

≈сли вы еще не €вл€етесь пользователем этого сайта Ч самое врем€ зарегистрироватьс€.

 
 


 

Ќовые интервью

 арпов ѕавел ¬ладимирович

Ќачальник ”правлени€ развити€ кадрового потенциала системы образовани€ ƒепартамента образовани€ города ћосквы

ћайоров јлексей Ќиколаевич

«аместитель руководитель аппарата  омитета √осударственной ƒумы по образованию –оссийской ‘едерации, доктор педагогических наук

—ираевым Ќаилем –афиковичем.

директором ижевской специальной коррекционной школы-интерната I, II и VI вида є15, победитель ¬сероссийского конкурса Ђƒиректор школы-2014ї

јдамский јлександр »зотович

научный руководитель института проблем образовательной политики ЂЁврикаї, кандидат педагогических наук

ямбург ≈вгений јлександрович

заслуженный учитель –‘, доктор педагогических наук, академик –јќ, директор ÷ентра образовани€ є 109 г. ћосквы.

 


 

—амые попул€рные интервью

¬олков —ергей ¬ладимирович

учитель русского €зыка и литературы √ќ” ÷ќ є 57 г. ћосквы, член  омиссии по развитию образовани€ ќбщественной палаты –‘.

 овалева “ать€на ћихайловна

президент ћќќ Ђћежрегиональна€ тьюторска€ ассоциаци€ї, д.п.н., профессор кафедры педагогики ћѕ√”, руководитель тьюторской магистратуры

–ачевский ≈фим Ћазаревич

директор центра образовани€ є548 Ђ÷арицыної, Ќародный учитель –оссии, член комиссии ќбщественной палаты –‘ по развитию образовани€

ямбург ≈вгений јлександрович

директор ÷ќ є109, г. ћосква

Ўимутина ≈лена Ќиколаевна

ƒиректор »нститута развити€ государственно-общественного управлени€ образованием

 


 

—амые обсуждаемые интервью

¬олков —ергей ¬ладимирович

учитель русского €зыка и литературы √ќ” ÷ќ є 57 г. ћосквы, член  омиссии по развитию образовани€ ќбщественной палаты –‘.

ямбург ≈вгений јлександрович

директор ÷ќ є109, г. ћосква

ѕозд€ев ≈вгений ≈вгеньевич

–уководитель школы Ђќпыт нового поколени€ї, автор игровых программ

Ѕунимович ≈вгений јбрамович

”полномоченный по правам ребенка в г. ћоскве, «аслуженный учитель –‘

»ноземцев ¬ладислав Ћеонидович

доктор экономических наук, директор ÷ентра исследований постиндустриального общества

 


 

¬се интервью пофамильно

ѕозд€ев ≈вгений ≈вгеньевич

–уководитель школы Ђќпыт нового поколени€ї, автор игровых программ

јверкин ¬ладимир Ќиколаевич

ѕредседатель  омитета образовани€, науки и молодежной политики Ќовгородской области

јдамский јлександр »зотович

научный руководитель института проблем образовательной политики ЂЁврикаї, кандидат педагогических наук

јрхангельский јлександр Ќиколаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Ќ»” ¬ЎЁ

Ѕолотов ¬иктор јлександрович

вице-президент –оссийской академии образовани€

 

 
 

 

  »здательска€ фирма Ђ—ент€брьї  
 

∆урналы

∆урнал руководител€ управлени€ образованием

ƒиректор школы

ѕрактика административной работы в школе

ёридический журнал директора школы

ѕрактика управлени€ ƒќ” →

 ниги

Ѕиблиотека журнала Ђƒиректор школыї

Ёлектронные книги

 омпакт-диски

”правленческий опыт

Ќормотворческа€ де€тельность

ћетодическа€ поддержка

ѕедагогика и психологи€

»нтернет-проекты

Direktoria.Org

    

»нтернет-магазин

ѕервый в –оссии специализированный интернет-магазин дл€ школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


ƒиректору
«авучу
ѕедагогу
¬оспитателю

 

«аказ товаров через интернет и по телефону. ƒоставка почтой по –оссии. Ћюбые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Ќовостные рассылки

¬ыберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейд€ по ссылке:

–ассылки дл€ руководителей образовани€ →

    

 онтакты

“елефон: (495) 710-30-01

‘акс: (495) 710-30-02

Ёлектронна€ почта: info@direktor.ru

јдрес и схема проезда

 

јвторам

–екламодател€м

–аспространител€м

ѕодписным агентствам

 

 

 

 

¬ социальных сет€х:

Ѕлог Ђƒиректора школыї на pedsovet.org —ообщество Ђƒиректор школыї в ∆ивом ∆урнале “виттер Ђƒиректора школыї √руппа Ђƒиректор школыї ¬контакте —ообщество дл€ руководителей сферы образовани€ в ‘ейсбуке √руппа Ђƒиректор школыї на ѕрофессионалы.ru —ообщество Ђƒиректор школыї в ћойћир
 

 

 
 



© ќќќ Ђ»здательска€ фирма Ђ—ент€брьї.
 оммерческое использование материалов сайта запрещено. Ќекоммерческое использование допускаетс€ только при наличии ссылки на сайт.