Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ковалевский Дмитрий Маркович

Руководитель департамента ИТ и образования, НИИ Высокие технологии

Open Space School - образовательная платформа нового поколения в России

Краткий обзор проекта. Плюсы и минусы. Выводы. Теги: онлайн обучение, онлайн игра, развитие памяти, оценивание сверстниками, социальные сети

Недавно я познакомился с новой разработкой онлайн обучения. Постараюсь дать краткий обзор этой новинки. Не реклама.

Проект называется Open Space School (https://school.niivt.com) и направлен на развитие способностей каждого человека, независимо от стартовых возможностей.

Это для нас не новость, много таких разработок выложено в сети интернет. Но сами разработчики называют своё творение уникальной образовательной онлайн платформой нового поколения. По их словам, такого ещё не было.

От себя добавлю – год назад я проводил анализ образовательных платформ для РосНано, и действительно, чего-то подобного в сети я тогда не обнаружил.

Отмечу сразу, что собственно платформой проект пока не стал – реализована только самая первая, стартовая часть. Однако интересен сам подход к образованию. Вся фишка в том, что для начала обучения нужно пройти вводный курс (он как раз и реализован). Это обучение запоминанию.

Три ключевых момента, прежде, чем мы пойдём дальше:

1. Бог Тевт изобрёл (помимо всего прочего) письменность и пришёл к царю Египта Тамусу. Он сказал: «Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости». Царь же сказал: «Искуснейший Тевт, <…> ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним признакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться много знающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимо мудрыми вместо мудрых».

2. Давным-давно память была основой всех культур, но мы постепенно заменили свою внутреннюю — естественную — память обширной системой внешних носителей информации. Сначала это были клинописи, рукописи, книги. Потом дискеты, диски, флешки и глобальное хранилище всего ценного и всякого мусора – Интернет.

Переход на внешние носители не только изменил образ человеческого мышления; он изменил и сам смысл понятия «мыслящий человек». Внутренняя память существенно обесценилась. Эрудиция эволюционировала от простого владения информацией до знания того, где и как найти её в мире внешних носителей информации. Как прав был Тамус!

3. Сегодня школа и вуз загружают учащихся огромным количеством информации, но не учат, каким образом её можно надолго удержать в памяти - и, что ещё важнее, - быстро её извлекать при необходимости. Древние в этом плане были мудрее (или у них было меньше внешних ресурсов) – студентов учили не только грамматике, риторике, геометрии и т.д., их учили, как правильно запоминать и вспоминать.

По этому пути пошли и разработчики проекта Open Space School. Первый этап – обучение запоминанию. Второй этап – обучение скорочтению. И только потом можно приступать к различным курсам, написанным уже специально с учётом того, что обучающиеся всё легко запоминают и очень быстро читают.

Обучение последовательное, шаг за шагом. В этом отличие от любой книги – нельзя перелистнуть страницу, решив, что «задания я выполню потом». Не выполнил упражнение – не можешь идти дальше. Только после полного усвоения материала открывается новая «страница».

Там, конечно, нет страниц. Это вообще не образовательный курс в привычном понимании. Это онлайн игра. Космическая одиссея. Все задания выполнены в виде игровых миссий – исследование Сатурна, подготовка космической экспедиции, миссия «Спаси Плутон» и т.д. Минимум теории – максимум игровых ситуаций, в которых прокачивается виртуальный герой (космический рейнджер) – и развивается сам реальный игрок.

Учитываются особенности клипового мышления, присущего современным школьникам. При этом разработчики говорят, что, после прохождения курса памяти, у человека развивается способность к концентрации на более длительное время и клиповое мышление вытесняется античной моделью образного мышления. На мой взгляд, говорить об этом рано, проекту нет ещё и года, нужно собрать больше статистических данных. Но гипотеза кажется весьма вероятной.

Для входа в игру используются социальные сети. Никаких регистраций и паролей – нажал кнопку – и ты в игре.

Что отмечают разработчики, и в чём я сними полностью согласен – обучение запоминанию по древним рецептам не только улучшает память, но и развивает творческий потенциал каждого ребёнка, повышает обучаемость даже тех детей, которых учителя считают абсолютно неспособными к учёбе. Это написано в каждой книге, посвящённой памяти и запоминанию, а в силу некоторых своих устремлений я изучил более десятка таких книг от разных авторов. Вот, например, признание Доминика О’Брайена, восьмикратного чемпиона мира по запоминанию:

«Корни моих проблем в школе лежали во всеобщем заблуждении, что каждый ребёнок рождён либо способным, либо неспособным к учёбе. Обучаемый или нет.

Я ненавидел школу. Я не был лучшим учеником в школе. И даже хуже. Я был довольно таки посредственным. Я не мог сконцентрироваться в классе и очень плохо читал. Некоторые мои учителя предполагали, что у меня дислексия.

В течение последних четырех лет я стал Чемпионом Мира по Памяти. В том, что я делаю, нет никаких трюков. Я всего лишь однажды сел и решил – хватит, я начинаю тренировать свою память.

Я только об одном в жизни сожалею – если бы я владел этими методиками уже лет в 13, каких бы успехов я мог достичь в детстве и юности, скольких разочарований избежать, сколько радости и вдохновения получить!»

На мой личный взгляд, сформированный после знакомства с курсом изнутри,  в боевых, так сказать, условиях, огромную пользу из этого курса могут извлечь дети, которые не любят учиться или которым учеба даётся с трудом. Они узнают, как скучную, непонятную информацию можно превратить в значимые для них, запоминающиеся образы. Как незнакомые иностранные слова, сложные химические формулы, точные исторические даты и ускользающие строки литературных произведений можно сохранить и удержать в своей памяти – легко и надёжно.

Вообще, я сам с восторгом убедился, что могу легко запоминать! Есть система – здесь она даётся достаточно просто, и есть упражнения (игровые миссии), которые закрепляют навыки запоминания. И, как я уже говорил, нет соблазна перелистнуть страницу – нет просто такой возможности!

Я даже научился запоминать колоду карт. Рекордов не ставлю (не стремлюсь) но спокойно запоминаю порядок всех 52 карт в перемешанной колоде. Хотя, когда я начинал, было невозможно трудно удержать в памяти хотя бы пять первых карт. Может, это никогда не пригодится. Но это показывает резервы и возможности моей памяти. И я с удовольствием демонстрирую свою новую способность родным и друзьям.

В игре предусмотрены перерывы – нельзя заниматься более 45 минут. Система отключается на час. Даже если зайти с другого компьютера или мобильного устройства (а играть можно с любого смартфона или планшета) – система не включится для этого конкретного игрока до истечения назначенного времени. Это важно как для здоровья школьника, так и для эффективности обучения. И это действительно не даёт возможности пройти всё с наскока.

На третьем уровне реализован любимый мной подход peer assessment. Игроки-учащиеся сами оценивают, поощряют и мотивируют друг друга. Здесь нет правильного или неправильного. Есть работа (миссия), выполненная одним игроком и прокомментированная другими. Цель комментариев – поощрение и мотивация. Каждый пишет, как можно улучшить результат. «Ты здорово придумал! Молодец! Можно ещё попробовать добавить красного в этот образ, мне кажется, так лучше запомнится» – я утрирую, но примерно такое содержание (или суть) оценок сокурсников.

И здесь два интересных момента. Первое – когда игроки получают сообщение о пройденной кем-то миссии и читают отчёт, они как-бы заново её снова проходят – и происходит эффект повторения. А по каждой миссии игрок получает порядка пяти отчётов от разных участников.

Второе – когда игрок читает отчёт другого, он получает иной взгляд на мир. Совершенно иной. там другие образы, сравнения, ассоциации. И этот взгляд глазами другого человека значительно расширяет горизонт игрока.

Вообще, про эту технологию и её роль в этой игре можно написать отдельную статью, и не одну. Поэтому просто скажу – молодцы, спасибо! Хоть и отмечу, что реализация требует ещё доработки.

В игре есть ещё одна фишка – добыча виртуальной криптовалюты. Сейчас это мировой тренд, и разработчики это ухватили. Игрок, так сказать, в свободное от занятий время, может собрать виртуальную ферму и заняться майнингом. Но для того, чтобы эту ферму собрать и оборудовать, опять же необходимо выполнить все задания – иначе не получишь нужных элементов. За каждую выполненную миссию даются в случайном порядке разные детали – процессоры, видеокарты и т.д.

Ну и последний момент – для запуска цепной реакции разработчики включили в игру возможность зарабатывать и обычные российский рубли. Игрок может просто поделиться своей ссылкой и за того, кто по ней перейдёт и оплатит участие (да, ресурс стал платным, об этом ниже), он получит 10% от суммы. Система эта двухуровневая, т.е. если второй игрок тоже разместит свою ссылку и по ней будет оплата, то он тоже получит 10%, а первый, пригласивший его – 5% от суммы оплаты. Девиз – пригласи 10 друзей и играй бесплатно!

В настоящее время существует много очных или онлайн курсов по развитию памяти и скорочтению. Все они весьма дорогие – от 10-12 до 50-70 тысяч рублей. Онлайн курс-игра проекта Open Space School ориентирован на массового школьника и доступен абсолютному большинству семей России – всего 500 рублей. Для сравнения – одна книжка на 200 стр. магистра памяти Тони Бьюзена (вот она лежит передо мной) стоит 849 руб.

Кроме того, разработчики предусмотрели льготное и бесплатное обучение по специальному промокоду для трёх категорий детей: 1) дети-сироты и дети с ограниченными возможностями; 2) дети из семей социально незащищённых категорий граждан и 3) дети, добившиеся успехов во внеурочной деятельности (спортсмены, художники, музыканты и т.д.) со слабыми образовательными результатами. Скидки, соответственно, 100%, 90% и 50%.

Эти промокоды направлены в органы управления образованием всех субъектов РФ. Отдельно направлялись в детские дома. Однако, по словам разработчиков, пока никто (!) не воспользовался этими социальными промокодами. Даже бесплатными. Здесь мне вспоминаются слова: «Человека битой надо гнать к успеху» (А.В. Гольденберг. «Компаньон, или 10 дней из жизни миллионера»).

Осталось добавить, что результатом обучения на курсе развития памяти, по словам разработчиков, будет не только и не столько сдача ЕГЭ на 90-100 баллов, хоть это и важно для школьников. Главное – этим детям откроется совершенно другое будущее! Их жизнь изменится уже на первой неделе игры. Меньше времени на учёбу, больше времени на отдых, спорт, развлечения – и это при том, что образовательные результаты (опять же по словам разработчиков) улучшаются в разы!

Какие есть очевидные минусы. Во-первых, слабоват дизайн. Разработчики это понимают и заверяют, что до конца года дизайн полностью обновится. Просто бюджета нет – всё на энтузиазме двух человек.

Второе – сыроват второй уровень. Т.е., учебные цели он выполняет, но немного не хватает игровых моментов, которых больше на первом и особенно на третьем уровне. Но это тоже вопрос времени.

Какие выводы можно сделать?

1. На мой взгляд, этот продукт немного опережает время. Хотя ещё год – и он может уже безнадёжно отстать.

2. Идея отличная (я в целом про платформу, а не про курс по запоминанию), посмотрим на реализацию. Думаю, ответом будут результаты учеников, прошедших обучение, на ЕГЭ. Если, как заявляют разработчики, результаты будут не ниже 90 баллов у каждого, кто прошёл обучение, то можно будет делать какие-то выводы.

Вывод третий, наиболее значимый. Я не упомянул, что разработчики основали также молодёжное движение Поколение.Онлайн. Пока оно немногочисленно и не проявляет себя, оно уже существует. Давайте вспомним Иллича: «Всеобщее образование посредством школьного обучения - недостижимая цель. И тут не помогут ни альтернативные образовательные учреждения, построенные по типу существующих школ, ни изменения отношения учителей к учащимся, ни стремительный рост числа компьютеров и обучающих программ (как в классах, так и дома), ни, наконец, попытки охватить педагогическим влиянием всю жизнь учащихся. Нынешние поиски все новых и новых каналов для обучения надо решительно перенаправить в сторону институциональных альтернатив, т.е. создания образовательных сетей, значительно расширяющих возможности человека в наполнении всякого момента его жизни учением, взаимодействием с другими людьми и вниманием к ним». Вот мне кажется, что движение Поколение.Онлайн и проект Open Space School (название далеко не зря так выбрано) вплотную подходят к созданию некоторой новой образовательной сети. Вы себе в школах учите, как хотите, а мы здесь будем давать возможность проходить годовую школьную программу или любой курс университета за месяц-два. И не так, как на Coursera и ей подобных площадках, где начинают миллионы, а заканчивают единицы (5-10% от тех, кто начал). Здесь другой формат предъявления материала, созвучный этому поколению, которое онлайн. Нет учителей. Нет школы. Есть сеть – открытый космос. И звёзды зовут…

Ну и адреса: суперпамять.онлайн (рекламный лендинг) и school.niivt.com – прямой вход в игру, тоже необычный. 

 

   
 
 
 

20.09.2017  |  Просмотров: 326  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые записи

Единый урок безопасности в сети выходит на новый уровень

Бокова Людмила Николаевна

Продолжая традиций русских эмигрантов XX века

Месарич Юлия Николаевна

Open Space School - образовательная платформа нового поколения в России

Ковалевский Дмитрий Маркович

Стала известна тридцатка финалистов Всероссийского конкурса «Директор школы» — 2017!

Терешатова Екатерина Евгеньевна

X Международная научно-практическая и ХХII Всероссийская тьюторская конференция

Селектор Светлана Спартаковна

 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.