Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Ушаков Константин Михайлович

председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Директор школы», ООО «Издательская фирма “Сентябрь”»

Слабые школы

«...наличие «слабых» школ — постоянная проблема, они будут всегда, а раз так, то она требует иных решений. Их следует искать, так как трудность проблемы не может быть оправданием бездействия».

 

 
Был на слушаниях в Общественной палате. Вопрос, вынесенный на обсуждение, формулировался как «Выравнивание шансов детей на качественное образование». Безобидное на первый взгляд название на самом деле скрывало крайне важный и злободневный вопрос о «слабых» школах и стратегиях в отношении них. Слава богу, что мы, наконец, на почти официальном уровне стали говорить о том, что такие есть. Это уже достижение. При этом в обсуждении не было обвинительного уклона, присутствующим было понятно, что так называемая слабая школа (термин, который устойчиво повторялся в течение всего заседания) часто есть результат совершенно объективных причин, связанных чаще всего с трудным контингентом ребят, которые в ней обучаются. Это школа, работающая в сложном социальном контексте: в сообществе с большим количеством неблагополучных семей, высоким уровнем безработицы среди родителей, большим количеством неполных семей и так далее.
 
Среди выступавших был один московский директор, молодой и очень энергичный, который, получив именно такую школу, смог за относительно короткий срок сделать ее существенно лучше.
 
Как только это случилось, он с удивлением и тревогой обнаружил, что слабые ребята стали покидать школу, несмотря на попытки коллектива их удерживать. Школа видела свою миссию в обучении именно этих слабых, а уходить они стали потому, что стало труднее учиться. Казалось бы, все хорошо, школа стала значительно лучше, существенно поднявшись во всех рейтингах. Однако при этом ясно, что проблема слабых детей не была решена. Куда стали уходить эти дети? В школу, где учиться легче, значит, какая-то другая близлежащая школа станет более слабой. Просто потому, что ухудшится «качество» контингента. Если оно ухудшится заметно, через некоторое время из нее будут уходить лучшие учителя (которые не видят смысла в обучении таких детей), что еще более ее ослабит. В итоге в муниципальной системе появляется новое слабое звено. Этот контингент в городе «переливается» как в сообщающихся сосудах, не особенно уменьшаясь в количестве. В конце концов эти дети скапливаются в нескольких учебных заведениях, к которым зачастую относятся как к неизбежному злу. (Конечно, я имею в виду городскую школу, когда есть выбор места обучения). Ситуация динамическая и не имеет, как мне кажется, краткосрочного решения — исправление какой-либо конкретной школы не меняет общее положение дел на данной территории.
 
В существующей структуре взаимоотношений наличие «слабых» школ — постоянная проблема, они будут всегда, а раз так, то она требует иных решений. Их следует искать, так как трудность проблемы не может быть оправданием бездействия. Подробнее об этом —  в статье «Устойчивая неуспешность».
 

Материал опубликован в рубрике «Письмо редактора» в журнале «Директор школы»№7, 2012.

   
 
 
 

13.08.2012  |  Просмотров: 5312  |  Комментариев: 8

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Вероятно, надо понять и принять, что есть дети, которые по разным причинам не могут в обычном ритме осваивать год за годом образовательную программу, как требует стандарт. Надо изучить основные причины неуспеха этих детей и разработать программу (с учетом разнообразия факторов -влияния). На самом деле уже очень много опыта накопилось и у нас, и у наших зарубежных коллег. Просто проще ругать педагогов, считая неуспеваемость их недороботкой (дешево и сердито!). А во все остальные проекты надо вкладывать деньги, финансировать.

 Беляева Ирина Викторовна   13.08.2012 в 20:02

 

А надо ли разным детям "осваивать" одну стандартную программу, надо ли это детям? пусть каждый воэьмет то, что сможет и захочет. Разве программа главное, или все же развитие школьников?

 Аронов Александр Моисеевич   10.09.2012 в 19:39

 

Добрый день, Александр Моисеевич! речь не о единой для всех программе обучения, а о программе содействия. Факторы влияния разные, проблемы обучения тоже, значит и помощь должна быть адресной.

 Беляева Ирина Викторовна   10.09.2012 в 19:46

 

Помощь в освоении единой программы, помощь в освоении того, что им не нужно?

 Аронов Александр Моисеевич   10.09.2012 в 19:51

 

Понимаете, программа образовательная у нас одна - стандарт основного, среднего и начального образования, а вот как ее освоить (в каком темпе, с использованием каких технологий...) и на каком уровне усвоения - это другой вопрос.

 Беляева Ирина Викторовна   10.09.2012 в 20:08

 

В детстве, в интернате, в ходу было высказывание "Много хочешь - мало получишь". Еще из опыта знаю, чем больше родитель хочет из своего ребенка сделать отличника, медалиста и прочее, получает совершенно разбитое психически существо. Вот и государство наше вдруг решило, что все дети наши должны стать вундеркиндами. Но не вундеркинды растят хлеб, не вундеркинды заставляют работать в принципе неработающий трактор. Это делают простые сельские ребята, может быть не совсем хорошо знают начала матанализа, не могут просчитать вероятность и прочее. Для этих ребят важно быть здоровыми, сильными, чтобы управлять комбайнами, тракторами в зимнюю стужу, в летний зной. Им важно любить свою землю, ценить историю своего села, помнить своих дедов, отцов...Им важно уважать знания, стремиться к ним...всю жизнь. Что делается сейчас?...Делается что-то ужасное. Особенно для села.

 Рафиков Наиль Загреевич   06.09.2012 в 21:28

 

Сам термин - слабая школа - кажется совершенно бюрократическим. Опять одной линейкой - стандартом ( да к тому еще и принципиально невыполнимым для большинства школ) меряем живое разнообразие?

 Аронов Александр Моисеевич   10.09.2012 в 19:42

 

То, что "слабые ребята" ( откуда сама эта терминология?) стали уходить иэ школы, в которой их стали настойчивее заставлять учить то, что им НЕ нужно, совершенно естественно. И опровергает мнение о них, как о "слабых".

 Аронов Александр Моисеевич   10.09.2012 в 19:48

 


 

Новые записи

Единый урок безопасности в сети выходит на новый уровень

Бокова Людмила Николаевна

Продолжая традиций русских эмигрантов XX века

Месарич Юлия Николаевна

Open Space School - образовательная платформа нового поколения в России

Ковалевский Дмитрий Маркович

Стала известна тридцатка финалистов Всероссийского конкурса «Директор школы» — 2017!

Терешатова Екатерина Евгеньевна

X Международная научно-практическая и ХХII Всероссийская тьюторская конференция

Селектор Светлана Спартаковна

 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.