Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Блоги

Блогеры   Лента   Популярные   Обсуждаемые  

Фишбейн Дмитрий Ефимович

Директор , Лицей НИУ Высшая школа экономики

Другая школа: возможности и реальность

Реформа образования начнется только тогда, когда станет другим тип взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда реально претерпит изменение учебный процесс. И зависит это напрямую от учителя и директора школы.

В последнее время все чаще ловлю себя на ощущении, что устал читать все эти многочисленные новости, споры и обсуждения про реформу российского образования. Ещё по привычке вхожу в группы про образование в социальных сетях и просматриваю ежедневный поток разной информации по этому поводу. Попробовал ответить себе на вопрос «Почему так?».

Да, интересно спорят уважаемые Е.А. Ямбург и И.М. Реморенко о стратегиях развития образования. Да, правильно, наверное, поразмышлять, к чему приведет принятие 83 ФЗ. Да, очень важен вопрос, должен ли директор школы быть только менеджером. И т.д., и т.п. Только после всего этого возникает вопрос: «А что дальше, что после всех этих обсуждений?». Часто у меня складывается ощущение, что ничего. Пообсуждали, поспорили и разошлись.

Выскажу ещё более крамольную мысль: для меня бессмысленно обсуждение вопроса «А кто у нас будет новым министром образования и что это принесёт?». Да, неважно, потому что, извините уж, реальное изменение того, что происходит в классе, не зависит от министра образования. Я убежден в том, что реформа образования начнется только тогда, когда станет другим тип взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда реально претерпит изменение учебный процесс. И зависит это напрямую от учителя и директора школы.

Попробую высказать ряд спорных тезисов, почему учебный процесс должен измениться и в каких направлениях.

«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».

Скажите, согласны ли Вы с этим высказыванием? Только честно, не на публику, а в душе. Предположите, сколько Ваших педагогов согласны с тем, что те дети, что есть сейчас, явно хуже тех, что были раньше. Согласитесь, что одним из устойчивых мнений в педагогическом сообществе является то, что качество учащихся с каждым годом все ухудшается. Сколько раз мы с Вами слышим: «Эх, вот мои бы выпускники 90-го года эту задачку бы в два счета решили, а нынешние…», да и сами говорим подобное.

Теперь остановимся и подумаем: это ведь старая как мир история. «Вот, когда деревья были большими..», «Эх, были люди в наше время…». Не поверите, но приведенное выше высказывание принадлежит Сократу, жившему в 470—399 г.г. до нашей эры.

 

Тезис № 1. Они не плохие, а другие.

Я уверен в том, что нынешние дети не хуже, они просто сильно отличаются от нас с Вами. Думаю, что Вы тоже понимаете это, но нам важно обсудить, в чем они другие.

1. У них другая семья.

Вспомните традиционную семью 19 века, когда все жили вместе: бабушки и дедушки, родители, тети и дяди, дети и т.п. Мало того, ведь как было: в этой части деревни у нас все Исаевы, и все они наши родственники. Понятно, что и дети, и их воспитание было соответствующим. Всем ясно, что такой семьи уже нет.

В 20 веке появляется  другая семья. Я бы так сказал: наша с Вами. Привычная для нас модель семьи, которая живет чаще всего отдельно от остальных родственников, которая имеет детей и многое делает для их образования и развития. Такую семью можно назвать «детицентричной». Но посмотрите вокруг: такой семьи тоже уже нет.

Семьи наших учеников уже другие. Очень многие из них живут в неполных семьях или семьях, где у родителей это второй или третий брак. Это уже становится нормой. И мы слышим от детей: она мне сестра, но не совсем – у нее другие папа и мама. Кроме того, что очень важно: семья становится «взрослоцентричной». Папа с мамой, которые приходят с работы в 9 часов вечера, дети, которых отправляют летом на юг с няней и т.п. Семьи, где папа живет заграницей и периодически появляется. И т.д., и т.п.  Понятно, что и дети в такой семье становятся другими.

2. У них другой опыт.

Приведу замечательную историю от Анатолия Георгиевича Каспржака про его 3-летнюю внучку, которая, стоя перед большим плоским телевизором и видя на нем картинку, пытается, как на устройствах Apple, раздвинуть её руками. Ведь это уже совсем другой ребенок.

Задумаемся, что реально принес с собой интернет. Вспомните, когда мы с Вами в детстве шли гулять на улицу, наши родители очень хорошо себе представляли, с кем мы там можем встретиться. Мало того, зачастую они знали родителей наших детских друзей и недругов. Сейчас, когда мой 14-летний сын «тусуется» ВКонтакте, я прекрасно понимаю, что никакого представления о том, с кем он общается и что обсуждает, у меня нет. И какой, положительный и отрицательный опыт он там получает, тоже. Другой опыт, согласитесь!

3. У них другое поведение.

По результатам исследований до 11% российских школьников сейчас имеет синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Но что важно. Совершенно согласен с Евгением Александровичем Ямбургом, который сказал: «Вы можете на него кричать, ставить его в угол, но он внимания не держит, при этом интеллект у такого ребенка чаще всего в норме». Понимаете, с головой-то у них все в порядке, а вот поведение совсем другое.

4. У них другая история. 

Я родом из города Ульяновска, там прожил большую часть жизни, учился в школе и работал там. Когда сейчас на семинарах для директоров я говорю об этом и произношу слово «Ульяновск», вижу, что все в курсе. Для нас с Вами имя Ленина и все, что с этим связано, является общим контекстом. Когда я сейчас общаюсь с учениками и говорю «Ульяновск», у очень многих из них не возникает ровным счетом ничего. Зато, когда упоминаешь белые ленточки, все кивают, давая понять, что этот контекст им понятен. У них другая история.

 

Тезис № 2. Другим детям нужна другая школа

Есть четкое ощущение, что в силу принципиально других качественных характеристик учащихся необходимо двигаться в сторону серьезного изменения школы, где они учатся. Школа должна стать не хуже или не лучше той, что была, ей необходимо стать другой. Ниже попробую наметить направления движения.

1. Outdoor Clasroom (Школа без стен).

Одной из значительных тенденций современного зарубежного образования является вынос урока за стены классной комнаты. Эти гиперактивные дети не могут учиться, сидя друг за другом затылок в затылок. Необходимо переосмыслить урок, превратив его в нового типа экскурсию, придав ей характер игры, квеста, приключения.

И такие примеры в нашем образовании уже появляются: найдите материалы проекта «Гений места», в рамках которого дети выезжают в определенное место и изучают его историю, географию, биологию, экономику, выкладывая материалы в сеть и совместно решая задачи.

2. Школа реальной деятельности.

Уже банальностью является мысль, что обучения без деятельности не бывает. Но давайте задумаемся, какую деятельность мы предлагаем сейчас в школе. Мне кажется, что большинство учебных ситуаций у нас создаются искусственно. Но искусственно создаваемые учебные ситуации неэффективны, должна быть реальная деятельность с понятным результатом.

Пример. В одной из школ дети сами создают программы школьного радио. Ничего нового, скажите Вы: у нас и школьную газету делают и т.п. В чем отличие: радиопрограмма, которую сегодня ученики сделали на уроке, вечером пойдет в реальный эфир. Да, пока в интернете, но главное: я как родитель могу вечером послушать то, что сделал мой ребенок. И учащиеся понимают, что это не искусственно создаваемая ситуация обучения записи звука, а другое. Тогда сразу возникают вопросы «А кто будет слушать эту программу?, А как, в связи с этим, лучше выстроить программу? и т.п».

3. Школа культурных образцов.

Думаю, что если любого из Вас разбудить ночью и спросить, как надо солить капусту, можно будет получить исчерпывающий ответ на этот вопрос. Не задумывались, откуда Вы это помните, хотя специально не ставили себе задачу это изучить?

Из детства, я полагаю. Мне вспоминается, как в детстве мы с сестрой вместе с родителями солили на зиму капусту. Это был целый процесс нарезки капусты и моркови, перемешивания и перетирания, укладки в 3-литровые банки с обязательным уминанием содержимого. Что важно: это был совместный процесс с разговорами и воспоминаниями о том, как это же делали бабушки и дедушки.

На самом деле это и было обучение, мало того ещё и передача культурного образца. Передавался образец совместной деятельности. Но задавался этот образец не нашим традиционным путем: «Открываем тетради, тема «Засолка капусты», пункт № 1 и т.п.»

По-моему, одна из важнейших целей школы и учителя - быть мерилом культуры и способом её передачи и роста. 

4. Школа другого наказания.

Видов наказания на Руси было великое множество - сажание на кол, битье батогами и кнутами, вырывание ноздрей, закапывание в яму и другие ужасные вещи. К сожалению, мы до сих пор не изменили наше понимание наказания. По-моему, этих других детей и наказывать надо по-другому, так как, Вы же видите, прежние способы («Вызову родителей в школу..», «Запишу в дневник..» и т.д.) перестают работать.

«Как?», - спросите Вы. Не знаю, если честно, но, может быть, как-то совсем по-другому. Вот, например, в южно–африканском племени "Бабемба" когда кто–то ведет себя безответственно или несправедливо, все племя от мала до велика бросает свои дела и окружает провинившегося. И каждый член племени по очередиговорит о хороших вещах, которые сделал человек в центре круга за свою жизнь, во всех красках и деталях. Так может продолжаться несколько дней. По окончании круг размыкается, и племя принимает назад в свои объятия обновленного человека.

 

Тезис № 3. Законы создаются внизу.

Выводы из всего вышеизложенного, наверное, понятны: другие новые дети требуют появления другой, действительно новой школы. Но, возвращаясь к началу статьи, обращу Ваше внимание на эпиграф. Я полностью согласен с уважаемым Михаил Михайловичем «Законы создаются внизу» и поэтому уверен, что появление новой школы не зависит от назначения нового министра образования.

Я убежден, что в силах школьных коллективов самим пытаться сделать другую школу для своих учащихся. Это не осуществишь очередными законами или концепциями и целевыми программами воспитания одаренных детей. Только изменяя по чуть-чуть каждый день то, что происходит на уроке, возможно двинуться вперед.

P.S. Выражаю большую благодарность Каспржаку Анатолию Георгиевичу, к.п.н., директору Центра лидерства в образовании НИУ Высшая школа экономики, Поливановой Катерине Николаевне, д.пс.н., профессору кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ, Курбатову Рустаму Ивановичу, директору НОУ «Лицей «Ковчег» — XXI» за идеи другой школы и ценные мысли.

P.S. Примерно с этим выступал на VI Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» в г. Екатеринбурге. Ниже запись пленарного заседания, мое выступление начинается с 1 ч 03 минут и длится 20 мин. Лучше открыть видео на весь экран, чтобы была видна презентация.

   
 
 
 

29.05.2012  |  Просмотров: 5223  |  Комментариев: 4

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

В коллекцию моделей "другой школы": "Давайте поменяем министра образования! Любого. На любого другого. Посадим в кресло сразу двоих. Потом на пару лет уволим обоих без замены. Вот увидите, ничего не изменится..." (В.И.Ланцберг, 2002) http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/9/8

 Кочетков Константин Владимирович   30.05.2012 в 00:15

 

Действительно, мировое развитие идет по спирали (у нас не по кругу ли?). У нас не мелочатся, у нас экспериментируют в масштабе страны. Почему бы не построить сначала на отдельной экспериментальной площадке (в песочнице) красивый, прочный и удобный дом, потом пригласить желающих в нём пожить (в добровольцах недостатка не будет). Вот тогда можно будет обсудить конкретные его достоинства, недостатки и необходимые доработки. Вот тогда и нужны конференции – для обсуждения не планов на будущее, а конкретных, СУЩЕСТВУЮЩИХ В НАТУРЕ ОБРАЗЦОВ будущих масштабных преобразований. Также и с системой управления: давайте построим в этой же песочнице её модель – наноуправление. ____________________ С точки зрения учителя, лодка образования перегружена министрами (один другого мельче, но министры!), а департаменты под завязку набиты чиновничьим балластом – ватерлиния давно ушла под воду. Чуть ветерок, думаешь, вот-вот потонем, но нет, плывем! Видимо, спасают трюмы, плотно набитые бумажными отчетами, да и вообще, г… не тонет. Для модельного эксперимента в районном департаменте достаточно оставить одного начальника, три-пять методистов без столов – их место в школах, и одного главбуха (в каждой школе и так уже один есть, а в некоторых и два). Отчет оставить один, сделав его абсолютно прозрачным, – в течение января каждый директор отчитается за потраченные средства. Уверен, что учителя хуже работать не будут, а не в этом ли (чтоб не хуже, как минимум) суть любой модернизации? _______________________ P.S. Не помню точно, но лет двенадцать назад в одном из номеров Учительской газеты читал, что в системе образования непосредственно с детьми работают 28% работников этой системы. Интересно было бы узнать, каков этот процент сейчас.

 Назаров Александр Иванович   30.05.2012 в 09:19

 

Новая школа, другая школа, … . Ох, Дмитрий Ефимович, вашими бы устами … Нельзя не согласиться с тем, что в нашем образовании очень уж все запущено и перекошено. Так же, как и Вас, большинство учителей гнетет усталость от беспросветности, когда они, проверяя тетрадки с каракулями, краем глаза смотрят министерские интервью и бодрые новостные клипы. Коренные реформы, действительно, назрели, но с чего начать? Где корень? По Вашему мнению, он спрятан под стеной непонимания учителем и учеником друг друга. И вы предлагаете каждому учителю снести эту стену напрочь? Кто что найдет из подручных средств, тем и ломать? _________________ Красивых идей много, но ломать – не строить. Как разрушать – наш народ учить не надо, а вот что, кто, как и за чьи деньги построит из развалин – тот еще вопрос. Разрушали в России много и не раз, а хорошего построили – с гулькин нос. Народ, крепко наученный горьким историческим опытом, уже не верит никому. Большинство решает доступными средствами, прежде всего, собственные проблемы (жилье, питание, образование, транспорт, …). Витать в облаках теории перестройки российского образования – удел немногих. Большинство – прагматики и практики. Повести их к далеким высоким целям, да еще предлагая чем-то пожертвовать, – архитрудная задача. Учительство сыто по горло призывами. _____________________ Есть ли у архитектора смета нового проекта другой школы и реальный план конкретных действий? И готов ли главный прораб (или очередной реформатор?) головой ответить за неудачу перестройки и за перерасход средств? Или уж пусть учителя «снизу» сами создают «другую» школу целиком за свой счет? Им надо – пусть и делают? Туманно как-то. ___________________ Где взять кадры, которые решат всё? Особенно в эпоху повального бегства из школ. Какие законы надо принять в первую очередь, чтобы создать здоровые отношения между учеником, учителем и управленцем? Кто из директоров возьмет на себя смелость поддержать своих учителей в их творческом поиске путей «выхода на природу»? Особенно в эпоху жестких инструкций, разъяснений и предписаний, когда шаг вправо, шаг влево … . Куда девать и что делать с теми детьми, кто не в состоянии осваивать образовательный минимум даже на природе? Кто и как перекроет отводные каналы в финансовых потоках реформ? Иначе вместо ожидаемого интеллектуального взрыва будет очередной пук с красивыми словесными конфетти.

 Назаров Александр Иванович   30.05.2012 в 09:19

 

Я бы ввела еще термин «школоцентричная семья». Мать – одиночка с утра до позднего вечера зарабатывает средства сносного существования. Ребенок полностью доверен школе: его появления на занятия каждое утро с нетерпением ждут все, начиная с директора, заканчивая техслужащей. Звонок на первый урок сопровождается или радостной констатацией факта: «он пришел!» или встревоженным вопросом: «где же Он?» Маме звонить бесполезно, она вне зоны доступа. Недавно одна такая мама сообщила, что собирается менять место жительства, но сына хотела бы оставить в нашей школе… С нами удобно, мы и накормим, и уроки проверим, и пожурим, и пожалеем. И таких детей и семей все больше и больше. Какие школы для них создавать? Интернаты? И учителям занимать, развлекать их с утра до вечера вместе со своими родными детьми, чтобы те, в свою очередь, не стали маленькими бомжиками, кроме школы никому не нужными. Я бы не стала утверждать, что дети стали хуже, я бы сказала ДЕТЯМ стало хуже – их родителям не до них, да и государство только лозунги в них вкладывает - среди которых, впрочем, уже нет советского: «все лучшее детям!».

 Дитрих Лилия Анатольевна   31.05.2012 в 11:37

 


 

Новые записи

Как сделать международную деятельность частью школьной программы?

Терешатова Екатерина Евгеньевна

Помочь или промолчать

Голубицкий Алексей Викторович

Всероссийский форум «Летний университет тьюторства-2017»

Селектор Светлана Спартаковна

Итоги IV Московского международного салона образования

Питерская Оксана Герревна

Завершился этап подачи заявок и материалов на Всероссийский конкурс «Директор школы» — 2017!

Терешатова Екатерина Евгеньевна

 


 

Самые популярные записи

Главной темой Московского международного салона образования в 2017 году станет «Новая экосистема образования»

Питерская Оксана Герревна

Завершился этап подачи заявок и материалов на Всероссийский конкурс «Директор школы» — 2017!

Терешатова Екатерина Евгеньевна

Итоги IV Московского международного салона образования

Питерская Оксана Герревна

Всероссийский форум «Летний университет тьюторства-2017»

Селектор Светлана Спартаковна

Помочь или промолчать

Голубицкий Алексей Викторович

 


 

Самые обсуждаемые записи

Завершился этап подачи заявок и материалов на Всероссийский конкурс «Директор школы» — 2017!

Терешатова Екатерина Евгеньевна

Главной темой Московского международного салона образования в 2017 году станет «Новая экосистема образования»

Питерская Оксана Герревна

Итоги IV Московского международного салона образования

Питерская Оксана Герревна

Всероссийский форум «Летний университет тьюторства-2017»

Селектор Светлана Спартаковна

Помочь или промолчать

Голубицкий Алексей Викторович

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.