Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Цветы и цвет в школьном интерьере

Бетчер Татьяна Ильинична , призер конкурса «Директор школы-2010», г. Екатеринбург

По мнению самих педагогов, большинство российских школ бесцветны. Но, оказывается, даже простая игра цветом и цветами преображает школьный интерьер до неузнаваемости и повышает настроение и работоспособность учащихся. Именно о таком опыте, ярком, самобытном и прагматичном, рассказывается в статье.

                              

Долгий путь к мечте

            В каких разных зданиях живут школы! Встречаются памятники архитектуры 19 века — с торжественными колоннадами актовых залов, потолками пятиметровой высоты и широчайшими мраморными лестницами.  Очень много школ, возведенных в преддверии войны по типовому проекту «школа-госпиталь» — с длинными коридорами, односторонним расположением одинаковых кабинетов, большими окнами и крошечными спортивным и актовым залами. Самые безрадостные школы построены в 70–80-е годы: низкие потолки, темные узкие коридоры, актовый зал — он же столовая; отопительные батареи, которые не бывают даже тёплыми,  и убийственные цвета стен — синий, серый и зеленый.  На протяжении 15 лет школьное строительство практически отсутствовало, а все архитектурно-проектные учреждения перепрофилировались. И вот в конце этого периода вырастает новое здание нашей гимназии — «пробный камень» Программы реконструкции старых и ветхих школ Екатеринбурга в 2006–2008 годах.

Мы долго шли к осуществлению мечты. Цель то приближалась, то снова удалялась в туманную даль. Первая детальная проработка проекта была сделана в 2000–2002-м гг.  Тогда фантастикой казалось, что у каждого учителя на столе будет компьютер, в каждом кабинете — магнитофон, телевизор или экран и мультимедийный проектор. А сами кабинеты станут настолько просторными, что в них можно организовать несколько рабочих зон. Будет и красивый вестибюль, и столовая с пароконвектоматом, и, главное — спортивный зал в 533 кв. м! Фантастика! Но мы всю эту фантастику и рисовали, и доказывали, что нужно именно так. Проект был буквально обжит нами во всех его коридорах, кабинетах и закутках.

Но, увы, его новый главный архитектор знал одно: стройка бюджетная, значит, никаких задач, кроме обеспечения норм СанПиН и СНиП, быть не может. Поэтому потолки беленые, стены гладкие однотонные, на полу линолеум и никаких фантазий! А то, что  безопасные  условия и условия комфортные, то есть те, что улучшают настроение и самочувствие, не одно и то же, его совершенно не волновало. Но мы-то на себе  знали, что здание может отвечать всем требованиям безопасности и быть при этом скучным, неприветливым, отчужденным от жизни его обитателей. К сожалению, на первом этапе строительства нас не слышали и не понимали. Вот и пришлось применять свой способ «утепления» и облагораживания школьной среды.

«Зелёный» — цвет здоровья

            Цветы всегда присутствуют в школьных интерьерах. Но чаще всего — однообразные  вьюны и хлорофитумы, более или менее запыленные, более или менее густые и жизнеспособные. Необязательный и не привлекающий к себе внимание элемент интерьера, и ничего более.

            Изначально наша гимназия жила в типовом четырехэтажном школьном здании 1936-го года постройки с почти семидесятиметровыми узкими коридорами. На переменах там толпились ученики, а на первом этаже сдавали норматив по бегу на 60 метров. И когда впервые была сформулирована задача создания здоровьесберегающей среды образовательного процесса, наравне со многими другими факторами решения этой многоплановой проблемы мы решили создать несколько зеленых зон. Специально оформленные и организованные, они должны были служить не только для украшения традиционного интерьера старого здания, но и для оздоровления внутреннего микроклимата, для зрительной релаксации, для  воспитания в учащихся бережного отношения к природе. Тот факт, что цветы в доме дарят радость и помогают справляться с различными невзгодами, известен давно, и  потому появление идеи гимназического зимнего сада мы считаем закономерностью.

Казалось, ничего принципиально нового решение о развитии озеленения здания гимназии в себе не несло. Однако то, как оно претворялось в жизнь, во многом повлияло на отношение к гимназии не только детей, но и учителей, и родителей учащихся, положительно отразилось на самых разных сторонах жизни образовательного учреждения.

            Для организации зеленых зон мы придумали и заказали специальные металлические подиумы для цветов и установили их в коридорах с учетом освещенности. По мере увеличения количества, разнообразия и размера цветов  добавлялись и подиумы для их размещения. Но самой серьезной проблемой стали подбор и группировка растений в зависимости от совместимости, условий воздухообмена, освещенности, движения людей по коридорам и, главное —  рекомендаций санитарной службы. Постепенно мы уходили от случайного набора растений, который формировался просто по факту дарения кем-нибудь чего-нибудь. Специальная литература помогла сориентироваться в совместимости и принципах группировки зелени в различных зонах здания. В кабинетах, окна которых выходят на южную сторону, там, где очень тепло в любое время года, прекрасно разрослись папоротники, юкка, драцена, бамбук, калатея, различные каланхое, традесканции, филодендрон, многочисленные виды семполии. В коридорах на подиумах, что ближе к окнам, разместились широколистные растения: кротон, диффенбахия (очищает воздух от многих очень вредных примесей, характерных для промышленных городов, но работать с ней необходимо в перчатках), различные фикусы, монстера, шеффлера, циперус. На стенах лестничных маршей и стенах коридоров прекрасно чувствуют себя роициссус и различные виды филодендрона.

Наше не просто неказистое, а страшноватое снаружи и изнутри здание было согрето теперь теплыми красками, зелень цветов радовала глаз и создавала уют. Самое удивительное, что люди, ухаживающие за цветами, практически перестали болеть, тогда-то мы и поверили, что зеленый, действительно, — цвет здоровья.

Такого никогда не было

Нас не мог не волновать вопрос, каким будет внутри новое здание гимназии.  Еще на этапе проектирования мы задумались об оформлении интерьеров и попытались убедить Управление образования, что нужен дизайн-проект гимназического интерьера. В ответ услышали: «такого никогда не было и тратить деньги на это никто не будет». Попробовали обратиться к выпускникам- архитекторам и получили от них картинки стерильных, ничего не говорящих, но очень стильных офисных интерьеров. И вот тогда вспомнилось, что в ежегодной школьной анкете в течение уже многих лет приводится вопрос: «В каких цветах вы видите школу?» — и есть ответы учеников. Эти ответы и стали основой для цветового оформления интерьера.

Вам, конечно, знакомы унылые бледно-фисташковые или бледно-голубые стены наших школ, выкрашенные масляной краской. Почему-то считалось, что эти цвета успокаивают и полезны для зрения. В памяти осталось, однако, ощущение холода и непреодолимой скуки этих школьных стен. А сегодня понятно, что человека окружает многоцветный мир, и, насыщая образовательное пространство разнообразным цветом, мы существенно влияем на  развитие личности и формирование навыков социализации ребенка. Современная педагогика признает необходимость включения в развивающее образовательное пространство достижений визуальной экологии, использования их для оптимизации обучения, созданияздоровьесберегающих условий в образовательном учреждении[1] (Г.П. Сикорская). Доказано, что с раннего детства ребенок активно воспринимает мир света и цвета. Предрасположенность к любимым цветам меняется на протяжении всей его жизни. Особенно интенсивен этот процесс в школьные годы: в период с 5 до 18 лет в мозгу подростка происходят изменения, связанные с восприятием цветового многообразия окружающего мира.

Реакция людей на цвет имеет глубокие корни в природе человека. Цвет влияет на наше эмоциональное состояние, вызывает соответствующие изменения в организме (учащение пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т.п.), а значит, и в работоспособности и в процессе обучения. Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на психологическое состояние ребенка. В книге Г.П. Сикорской, ссылка на которую приведена выше, есть следующая фраза: «Цвет — это клавиша; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль». Так описывает цветовосприятие В. Кандинский в своей работе «О духовном в искусстве». Не случайно, что и в психологии существует целое направление — психология цвета.  Воспользовавшись знаниями о влиянии цвета и руководствуясь требованиями СанПиН для образовательных учреждений, мы создали собственную цветовую гамму   оформления новых рекреационных зон и учебных кабинетов. Реализация данного направления осуществлялась поэтапно. Прежде всего, обратились за поддержкой к новому главному архитектору проекта. Она отнеслась к нашим предложениям и просьбам с профессиональным вниманием и пониманием и сделала всё от неё зависящее, чтобы новое здание получило достойные и действительно красивые интерьеры. А когда мы предъявили подрядчику, осуществлявшему строительство нового здания, список более чем из 30 цветов с подробной росписью, где какая стена в коридоре и какой кабинет в какой цвет должны быть выкрашены, строители были, мягко говоря, озадачены. Однако после нескольких  убеждающих речей и призывов вроде «Давайте сделаем так и будем вместе радоваться и гордиться!» всё было сделано, как мы просили. Самым «революционным» цветовым решением оказалось выполнение торцов коридоров в цветах, контрастных по отношению к основному нейтральному цвету. Это сразу оживило школьные рекреации и внесло свежую струю в дальнейшее оформление интерьеров. Когда в следующем, 2008-м году, завершался  капитальный ремонт старого здания и мы расписали для стен и кабинетов цветовую гамму из 65 цветов, строители уже не возражали. Показалось даже, что  они раскрашивали наши стены с азартом уличных художников граффити: им тоже было интересно, что  из всего этого получится. Получилось весело.

Яркие цвета больше использованы в столовой, в фойе первого этажа, в актовом зале. Основной цвет стен актового зала — белый с яркими прямоугольниками оранжевого. Это зрительно расширяет пространство, а оранжевые пятна на задней стене создают эффект праздника и радостного возбуждения. Вообще-то это звукопоглощающие панели, но мы выбрали такие цвета и расположили их так, чтобы, рассаживаясь в зале, ребята уже ощущали праздник. Оранжевый цвет, как считают психологи, не только повышает настроение, но и возбуждает аппетит, поэтому его много в столовой и в кабинете кулинарии, где девочки создают свои первые кулинарные творения. Цвет стен более яркий и возле выходов, чтобы привлечь внимание учащихся к наличию дверей при выходе на лестничные марши: «Остановись! Будь внимателен! Выход!» Светло-бежевый цвет стен  просторного вестибюля при входе в здание расширяет пространство, а оранжевые колонны привлекают внимание учащихся к размещенным на них зеркалам. Основная задача цветовой гаммы и элементов декора для оформления рекреационной зоны — создать спокойную обстановку для отдыха и релаксации учащихся и педагогов. Поэтому стены рекреаций выкрашены в оттенки, способствующие повышению «психического равновесия» — в зеленый различных оттенков, в желтый, кремовый и т. д. Зоны отдыха («зимние сады») выполнены в успокаивающих тонах с элементами веселого декора в виде маленьких кусочков зеркал (это элемент инновации в школьном дизайне). На фоне однотонных стен хорошо смотрятся разноцветные диванчики, которые можно расставлять и «по цвету», и «по контрасту». Правда, в коридорах дети все равно предпочитают сидеть на широких подоконниках. Так выше!

После завершения строительных работ занялись оформлением огромных стеновых пространств. Стенды для них разрабатывались специалистами с учетом традиционной цветовой символики гимназии и цветов нашей эмблемы — белого и синего. Представительские стенды гимназии, стенды «Школьный альбом», «Гимназия сегодня» — все выполнены в едином стиле, в единой цветовой гамме. Традиционная бело-синяя гамма — и на вывеске, на табличках с названиями  кабинетов, на информационных стендах. Этот оформительский  принцип вносит в многоцветие гимназических интерьеров нотку строгости как напоминание о том, что в гимназии действуют правила, которые нужно обязательно выполнять.

Необъятность площадей стен нового здания побудила нас превратить их в постоянно действующую выставку изобразительного творчества наших ребят, тем более что «Юных художников» с каждым годом становится все больше. Мы приобрели стеклянные постеры для развешивания детских рисунков, и руководитель студии украсила работами своих учеников всю гимназию с первого до четвертого этажа. Пустые однотонные стены, даже «позитивного» цвета, вызывают утомление, если они не разбавлены  «пятнами». Этими «пятнами» стали акварели, пастели и графические рисунки ребят наряду  с живыми растениями  и другими элементами декора.

Основной задачей при оформлении дизайна учебных помещений был подбор цветовой гаммы, способствующей повышению работоспособности учащихся. Мы учитывали возраст учеников (5–11-е классы) и то, на какую сторону выходят окна кабинета. В кабинетах русского языка и французского языка, с окнами на восток и запад, — мягкий, согревающий кремовый  цвет. В кабинетах математики и  истории с окнами на юг, — чуть холодноватые, спокойные светло-зеленый и светло-голубой цвета. Комбинированием цвета стен и пола мы  создали в спортивном зале особые функциональные зоны. Яркий цвет центра зала — игровое поле, более спокойные коричневые тона — подобие беговой дорожки или сектор для зрителей. Цвет шведских стенок, отличный от цвета стен, — тоже рабочая зона занятий. Краски везде использованы высококачественные акриловые, имеющие матовую поверхность и хорошо моющиеся. Мебель во всех помещениях светлая и очень легкая. Для учителей создан кабинет релаксации, где также использована «гармонизирующая»  цветовая гамма — нежный светло-зеленый цвет стен в сочетании с темной зеленью крупнолистных растений.

Жизнь в цвете и в цветах

И в новом, и в реконструированном здании важнейшим элементом интерьера остаются цветы. Они на лестнице, в коридорах, в кабинетах, в рекреациях. Но очень важно не перенасытить пространство зеленью: скученность неминуемо ведет к появлению тли, грибковых и вирусных заболеваний. Чтобы избежать этого, мы, во-первых, обязательно расставляем растения с таким расстоянием между ними, которое не допускает соприкосновения соседей. Во-вторых, раз в два–три месяца проводим профилактическую обработку специальными препаратами — они в широком ассортименте продаются в магазинах.

Важным элементом фитодизайна являются горшки. От их цвета, размера, формы во многом зависит, как будет смотреться и отдельный цветок и вся композиция в целом. Приходилось подолгу искать кашпо для украшения стен лестничных маршей и коридоров. Не так просто совместить требования к размеру, удобству навески, соответствие характеру растений и гигиеничности в одном декоративном предмете. Так или иначе, красивые и удобные кашпо были найдены и приобретены.

Чтобы цветы по-настоящему радовали глаз, сохраняли естественный цвет и свежесть, необходим регулярный полив и еженедельный уход. На листьях цветов не должен лежать слой пыли, зелень не должна желтеть или покрываться болезненными пятнами. Кроме того, для лучшего роста растений и профилактики заболеваний необходимо ежегодно частично обновлять землю в горшках. Эта трудозатратная процедура требует больших сил и значительного времени, но она совершенно необходима для сохранения зеленого убранства. Растения не только  довольно прихотливы и капризны, они любят еще, чтобы за ними ухаживали одни руки. Поэтому, если есть возможность привлечь к уходу за зимним садом нескольких постоянных человек — персонал или учащихся — мы закрепляем за ними зоны обслуживания, чтобы цветы лучше себя чувствовали и хорошо росли. Ответственность за реализацию идеи озеленения возложена на заместителя директора по административно-хозяйственной работе и введена в её функционал. Любитель цветов и энтузиаст цветоводства, она со своей командой обслуживающего персонала гимназии занимается этим изо дня в день. А большие «цветочные субботники» помогают им проводить ребята. Девочки осторожно протирают каждый листок, мальчишки бережно переносят цветы с подиума на пол, а потом обратно. Необходимость регулярного, тщательного и большого ухода за растениями, которых в школе очень много, удерживает нас от того, чтобы полностью передать ребятам заботу о цветах.

Последние три года, после завершения всех ремонтно-строительных работ и благоустройства территории, цветовая и цветочная экспансия выплеснулась за стены гимназии. Примулы, георгины, анютины глазки, нарциссы, тюльпаны, гладиолусы, астры, резеда, календула, львиный зев и много-много других цветов! С каждым годом они все больше заполняют газоны гимназии, превращая их в клумбы. В мае классы соревнуются, у кого клумба засажена лучше, а в сентябре — чья клумба красивее. В этом газонном цветоводстве самое активное участие принимают родители и бабушки наших учеников. И целый сентябрь душа радуется при взгляде на многоцветие гимназических цветников.

Когда завершалось строительство нового здания и мы вслух высказали мысль, что было бы здорово посадить перед гимназией большое дерево, директор предприятия, благоустраивавшего нашу территорию, сделала гимназии замечательный подарок: высадила при входе на гимназический двор голубую ель. Как мы бережем её и в суровые морозы, и под жарким весенним солнцем! Наша ель растет, голубеет и зеленеет. Через пару лет мы сможем наряжать её к новогодним праздникам, и, надеемся, она будет радовать многие поколения гимназистов.

Наши ученики гордятся тем, что учатся в красивой школе. Гости гимназии удивляются чистоте и сохранности наших стен. А мы знаем секрет этого: радующие глаз интерьеры гимназии воспитывают в наших детях чувство собственного достоинства и уважение к окружающему лучше любых слов и воспитательных мер. Наш многолетний опыт говорит о том, что красивая разнообразная зелень в интерьере образовательного учреждения облагораживает. Школьники бессознательно ведут себя сдержаннее и спокойнее там, где раскинули свои листья или вытянули стебли растения. За все пять лет жизни среди цветов были считанные случаи сознательного нанесения вреда им со стороны учащихся. Чаще этим грешат взрослые, стараясь, согласно примете, тайком оторвать «детку» на развод.

Зеленое убранство гимназии вызывает уважение и признательность родителей учащихся, многие приходят к нам с инициативой пополнить школьный «дендрарий», помогают в приобретении горшков, земли, удобрений. Ухоженная красивая зелень всегда обращает на себя внимание гостей, которые порой приходят к нам, как на экскурсию, полюбоваться цветами, спросить совет по выхаживанию заболевшего растения. Благодаря цветам, у гимназии появилось много добрых друзей. Цветы и деревья.

 

Бетчер Татьяна Ильинична,  призер конкурса «Директор школы-2010»,

Долгорукова Светлана Владимировна, учитель биологии МБОУ Гимназия № 2, г. Екатеринбург 


[1]Сикорская Г.П. Сенсорный сад для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями/Уральский научно-образовательный центр Уральского отделения Российской академии образования. – Екатеринбург: Раритет, 2007. – 72с.

 

 

 

 

 

 

 

    

   
 
 
 

11.11.2011  |  Просмотров: 7058  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

Хроники ЕГЭ

Чикишев Александр Анатольевич

Полуработают, полуспят

Курбатов Рустам Иванович

Антикризисный инструмент

Гайнутдинов Рашид Минасхатович

А как у них?

Великов Андрей Владимирович

Инфантильная культура

Шиварев Павел Васильевич

 


 

Самые популярные материалы

Эталон педагога

Саутина Наталья Борисовна

Инфантильная культура

Шиварев Павел Васильевич

Директор школы

Агарков Евгений Владимирович

Полуработают, полуспят

Курбатов Рустам Иванович

Антикризисный инструмент

Гайнутдинов Рашид Минасхатович

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Директор школы

Агарков Евгений Владимирович

А как у них?

Великов Андрей Владимирович

Эталон педагога

Саутина Наталья Борисовна

Инфантильная культура

Шиварев Павел Васильевич

Антикризисный инструмент

Гайнутдинов Рашид Минасхатович

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.