Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич, директор школы №12 станицы Павловская Краснодарского края

Наверное, так человек устроен, что ему периодически необходимо, ощущая себя частью социума, понимать свое место, роль и положение в нем. Почему и зачем это нужно человеку — вопрос, решая который можно упереться в дилемму, озвученную Достоевским через одного из своих литературных героев: «Тварь ли я дрожащая или право имею?», или в Шекспировское «Быть? Или не быть?».

Скорее это в большей степени внутренний вопрос самому себе для определения и понимания баланса между собственными амбициями и случившимися достижениями с учетом произведенных для их достижения затрат энергии. Старался, добивался, положил кучу сил и здоровья, вроде вот она — заслуженная награда, а оценили в грош… Но как бы там ни было, в любом случае каждому наверняка хочется понимать, как к тебе относятся и как оценивают окружающие, видя твою работу.

Оценка — слово, напрямую связанное с образованием, и первая ассоциация, приходящая на ум при его произнесении — школа. В школе ставят оценки (хотя правильно называть их отметками), разделяя успешность детей категориями «двоечник»-«троечник»-«хорошист»-«отличник». Общество, не оставаясь в стороне от оценочных процедур (причем совершенно на бессознательно-интуитивном уровне) также делит школы на «хорошие», «нормальные» и «плохие», принимая во внимание некий набор обобщенных критериев и суждений о них. При этом мнение общества весьма инерционно и изменить сложившийся образ о школе порой ох как непросто...

Отдельная и самая противоречивая оценочная система — официальная, та, которая присваивает школе порядковый номер в рейтинге или ТОПе, беря во внимание количество победителей олимпиад, стобалльников по ЕГЭ и т.п. данные. Увлечение количественными показателями, доставшееся нам в наследство от индустриальной эпохи (раньше) и из сферы бизнеса (теперь) вытесняет из образования самое главное в нем — педагогику. Считая деревья, не виден собственно сам лес.

Наверняка, в большом лесу деревьев выше 10 метров гораздо больше. И как ни ухаживай леснику за своей сотней-другой деревьев, а за богатым соседом не угнаться — числом задавит. Да и, как правило, школу, попавшую в очередной ТОП награждают приличным денежным вливанием, делая «богатых» еще «богаче»… Это премиальное вливание к тому же еще больше увеличивает разницу в возможностях больших и маленьких школ при том, что декларируется равный доступ  обучающихся к качественному образованию…

Качество образования сегодня определяется критериями, вытекающими из предметных образовательных результатов, а метапредметные и личностные результаты в оценочных процедурах отсутствуют напрочь (хотя ФГОС ставят все три категории равными по статусу).

Почему же существующие сегодня методы оценивания-рейтингования-ТОПирования делают практически невозможным попадание в него небольших школ?

Возможно, причина кроется в том, что мы оцениваем только то, что способны измерить? И в том, что гораздо проще принимать за успех большие числа, чем разбираться в контекстах отдельных случаев?

Не так давно я прочел статью группы исследователей (М. Пинская, Н. Крутий, С. Косарецкий, И. Фрумин) «Школы, работающие в сложных социальных контекстах», посвященной оценке достижений школ с учетом их контекстных характеристик. Как указывается авторами исследования: «К внешним или «контекстным» факторам относятся, прежде всего, социо-экономические характеристики школы и ее окружения и особенности контингента. Ключевым при этом является понимание того, что результаты школьников зависят от распределения ряда социальных и экономических факторов между различными школами, а также внутри каждой школы».

Авторам удалось доказать, что помимо эмпирически очевидного вывода, что социальные и экономические факторы, определяющие контекст деятельности образовательного учреждения, влияют на его образовательные результаты (маркерами были результаты ОГЭЕГЭ), существуют еще школы, которые, несмотря на имеющийся низкий индекс социального благополучия среды существования дают результат обучения выше прогнозируемого и среднего по региону. Таким же образом были выявлены школы с обратным эффектом: при наличии благоприятной социальной среды их образовательный результат не достигал даже средних значений!

Подобный подход позволяет определить как эффективные школы, так и неэффективные с точки зрения оценки их предметного результата (если уж измерять мы умеем только его). Мне кажется, что это добавит объективности в существующие системы оценивания школ. И если уж выстраивать рейтинги, то с учетом исходных условий, в которых работают школы…

 

P.S. Еще одно исследование, содержащее в основе этот же индекс социального благополучия легло в основу статьи Н.С. Дербишир и М.А. Пинской «Управленческие стратегии директоров успешных школ» в журнале «Вопросы образования» (№ 3, 2016 год). Главным выводом исследования является то, что в основе успешности школы лежит, увы, селективный отбор контингента…Грустно как-то стало…

 

 

 

   
 
 
 

28.08.2017  |  Просмотров: 249  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

Сколько стоит программа развития школы?

Рахметов Рустам Рафалович

Болевые точки конкуренции

Курмышова Ольга Анатольевна

 


 

Самые популярные материалы

Сколько стоит программа развития школы?

Рахметов Рустам Рафалович

Болевые точки конкуренции

Курмышова Ольга Анатольевна

Козленок и семеро волков. Как уберечь себя и учеников от интернет-манипуляции?

Куксо Катерина Николаевна

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Козленок и семеро волков. Как уберечь себя и учеников от интернет-манипуляции?

Куксо Катерина Николаевна

Болевые точки конкуренции

Курмышова Ольга Анатольевна

Сколько стоит программа развития школы?

Рахметов Рустам Рафалович

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.