Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Больше пользы, чем вреда…

Копытин Сергей Юрьевич, директор лицея авиационного профиля № 135 города Самары, призер Всероссийского конкурса «Директор школы — 2016»

«Как вы представляете директора за работой? Он судорожно стучит по клавиатуре, роясь в нормативно-правовых просторах интернета, беседует с родителем ученика, дает указание подчиненным, принимает налогового инспектора, снимает пробу со школьного завтрака…»… Такое шаблонное мнение о работе директора я предлагаю переосмыслить...

Никто не будет спорить с тем, что тема компромисса в работе директора  совсем не проста. На мой взгляд, сложность ее заключается еще и в том, что деятельность руководителя в основном заключается в принятии  управленческих решений и совершенно точно, в 90% случаях эти решения — компромиссные, то есть принимаются в расчете на то, чтобы, образно, пользы от них было больше, чем вреда.

Конечно, речь не идет о деятельности директора, связанной с разработкой локальных актов, составление отчетов, изданием стандартных приказов и прочими зарегламентированными процедурами, имеющими своим итогом вполне определенный результат, идеальность которого зависит только от руководителя (его мастерства, эрудированности, опыта, интеллекта).

В остальном — сплошной компромисс: сделать замечание сотруднику, но не обидеть; сделать ремонт, потратить как можно меньше средств; потратить деньги на выполнение предписания надзорных органов или на реальное улучшение материально-технических условий обучения… Этот ряд можно продолжать бесконечно, а новый день все равно дополнит его новой строкой.

Оценить все «за» и «против», определиться с рисками, предположить последствия — вот далеко не весь  перечень итераций мозга перед окончательным вердиктом.

Летом 2007 года я был назначен директором в лицей авиационного профиля города Самары. Тот самый, в который  поступил в первый класс в 1989, который с отличием закончил в 1999 и, в который пришел на свое первое место работы учителем информатики в 2003.  

Сегодняшний лицей авиационного профиля № 135 городского округа Самара «начинался» еще в 1957 году как средняя общеобразовательная школа № 135 Кировского района города Куйбышева. В 60-х годах прошлого века в ней обучались только ребята 10–11-х классов, отобранные со всего города, имеющие определенные склонности к изучению физики, математики, информатики, черчения и прочих технических дисциплин. Тогда даже не удивительно было в качестве литеры класса увидеть букву «К». Постепенно школа аккредитовала ступени начального и основного образования, и очень скоро заполнила все параллели классами.

Учреждение всегда пользовалось заслуженной популярностью у жителей Самарской области. Выпускники продолжали разносить славу об альма-матер, а среди них были и есть профессора именитых ВУЗов, главные врачи, депутаты разного уровня, успешные ученые и пр. Поступить в нее было совсем не просто, испытания присутствовали даже для первоклашек. Чтобы хоть частично удовлетворить запросы родителей, в оперативное управление школе было передано еще одно здание, в котором уютно разместились учащиеся 1–4-х классов. В общем и целом 135-я "звенела" и не только на Самарскую область…

Иногда, сложив руки, я могу просидеть у себя в кабинете не один час, и изредка заходящие коллеги по наивности могут предположить, что директор мечтает вместо работы. К тому же, памятуя замечательную книгу Д. Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить», я не стараюсь создать как можно более серьезную, проблемную и мегазадумчивую гримасу во время выработки возможно даже судьбоносного решения. Конечно, каждому свое, а мне просто физически и психологически комфортнее мыслить в расслабленном состоянии, возможно, с улыбкой.

Так вот, увидев такого человека в кресле директора, только ленивый не подумает, что директор — бездельник. На самом же деле, возможно, для учреждения именно эти часы окажутся самыми полезными. Сложность еще заключается и в том, что трудно накопить опыт решения сложных задач, так как даже после их разрешения остается еще много вопросов, связанных с эффективностью принятых шагов. «Может быть, было решение, которое более приблизило бы итоговую ситуацию к желаемой?» — вопрос, который может ждать своего ответа долго, а может и не дождаться вовсе.

Так получилось, что с самого начала моей работы в должности директора мне пришлось принять решение, в правильности которого до сих пор остаются сомнения. Вот в чем было дело. Нашему учреждению принадлежат два здания с прилегающими территориями. Когда я вступил в должность, территория основного здания находилась в удовлетворительном состоянии, а вторая — в совершенно ужасном. Средств на благоустройство, разумеется, ни у меня, ни у города не было, и я начал искать иные способы приведения территории в надлежащее состояние.

Где взять деньги, как не у бизнеса, предложив ему что-то взамен? Вот тут уж задумаешься о балансе желаемого и действительного. Взял в партнеры директора автошколы, на следующих условиях: на заброшенной территории он готов был построить второй в России автоматизированный автодром для обучения вождению и сдачи экзаменов в автоматическом режиме (один такой уже был построен в Челябинске и пользовался хорошим спросом). Для учреждения были свои плюсы: все обучающиеся 11-х классов ежегодно абсолютно бесплатно проходили обучение в автошколе, получали свидетельство и сдавали экзамен на права; в свободное время дети могли кататься на велосипедах и картах (простейших гоночных автомобилях без кузова); территория становилась городской площадкой для проведения соревнований «Безопасное колесо».

В общем, был подписан договор о сотрудничестве и уже через полгода наш автодром открывал начальник Главного управления внутренних дел Самарской области на тот момент. Открытие было торжественным с присутствием первых лиц города. Все поблагодарили за хорошую идею и грамотное воплощение, об этом событии написали региональные и федеральные СМИ. Мы повысили престиж своего учреждения, обучающиеся были рады возможности без отрыва от уроков обучаться еще и водительскому ремеслу, получать права. За все это мы получили не совсем приятное соседство с небольшим (8 машин) автопарком.

Несмотря на то, что все необходимые замеры качества воздуха были проведены и говорили о том, что загрязнение совсем незначительное, укладывается в допустимые границы, все же нашлись недоброжелатели, которые считали своим долгом периодически писать жалобы в надзорные органы. С тех самых пор мы периодически принимаем гостей из Роспотребнадзора, прокуратуры, департамента общественной безопасности и прочих…

Эта ситуация в том числе заставляет задуматься о правильности принятого тогда решения. Но есть еще вопрос и посерьезней, который, судя по всему так и останется без ответа…

Через два года после открытия автодрома здание лицея было признано аварийным, с тех пор нам приходится ютиться в одном здании и ждать как манны небесной средств на реконструкцию. Каждый год нам обещают включение в титул капремонта, но воз и ныне там. Директор автошколы — достаточно влиятельный человек в городе, с моих слов он знает, что реконструкция предполагает и обустройство территории в соответствии с требованиями СанПиН, и нашему партнерству придет конец. В диалоге он уверил меня, что готов покинуть площадку, как только власти приступят к ремонту школы. Более мне от него нечего и требовать. Однако, денег так и нет, и волей-неволей я задаю себе вопрос: не связано ли столь долгое ожидание с латентной деятельностью партнера?

Думаю, что так не получу ответ на этот вопрос, и ничего не остается как звонить, писать, просить. К счастью, в моей практике этот случай единственный и неповторимый по своей важности, сложности и неопределенности.

А вот чем мысли заняты в настоящий момент. Губернатор Самарской области  Н.И. Меркушкин прибыл к нам из Мордовии. Во время губернаторства в Саранске он создал Республиканский центр для одаренных детей. Этот центр очень хорошо себя зарекомендовал и даже занял второе место в России по результатам участия во Всероссийской олимпиаде школьников в 2015 году. Николай Иванович задумал теперь и в Самаре что-то подобное создать. Наш центр для одаренных детей должен принять первых воспитанников уже в сентябре 2016 года.

От министерства образования и науки Самарской области мне поступило предложение возглавить его, распрощавшись,  с местом директора лицея авиационного профиля. В планах Губернатора построить целый образовательный центр с гостиницей, бассейном и учебными корпусами в живописном месте на берегу Волги. А пока будет вестись строительство (если будет вообще) областной центр для одаренных детей планируется разместить в существующем уже здании областного интерната с круглосуточным пребыванием детей. Этот интернат находится в промышленной зоне, в видавшем виды небольшом здании на 160 человек.

Конечно, мое решение было бы положительным и достаточно оперативным, если бы новый центр был бы уже выстроен. Может быть, даже я согласился бы, если б была уверенность в том, что его построят в ближайшее время. Т.е. желаемое — это интересная работа с одаренными детьми и классными педагогами при повышенном нормативе оплаты труда в новом здании на берегу Волги. Действительность — работа с неизвестным коллективом, с трудностями с набором детей, в приспособленном здании, в «грязном» районе города при неизвестных перспективах в условиях экономического кризиса. Может кому-то такое предложение показалось бы и очень выгодным, но мне же еще, ко всему прочему, пришлось бы расстаться со своим лицеем, который объективно считается лидером Самарского образования, второй год занимает первое место по количеству призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Министр же был очень настойчив в разговоре и убедителен, сказал даже, что у самого было желание возглавить этот центр, и мои сомнения ему совсем не понятны. А сомнения вот какие. В Саранске около 30 школ, большинство из них самые обычные без углубленного изучения отдельных предметов. Уровень преподавания достаточно средний. Часты ситуации, когда талантливый ребенок вынужден был покидать город в поисках образования повышенного уровня, в поисках знакового учителя. Обучающиеся начали «утекать» из города еще на этапе получения среднего образования, а не для поступления в иногородний университет, как обычно случается. Просто напрашивалось создание учреждения, которое своей инфраструктурой и кадровым составом привлекало бы одаренных детей со всей республики.

Так и получилось: шикарное здание, бесплатное питание и проживание, уроки от приглашенных высокооплачиваемых специалистов сделали свое дело. Центр достаточно быстро наполнился, заработал и уже выдает отличные результаты.

В Самаре 160 общеобразовательных учреждений, среди них и «лицеи», и «гимназии», и «школы с углубленным изучением отдельных предметов». Каждое учреждение достаточно самобытно, занимает свою нишу оказания образовательных услуг. Есть гуманитарные, технические, эстетические и пр. Кадровый состав знаковых учреждений достаточно силен и имеет достойное вознаграждение за хорошую работу. Так что же должно произойти, чтобы одаренный ребенок покинул свою родную школу (а обучение в центре планируется вести с 8-го класса) ради учебы на окраине города, пусть и с проживанием, но обучением неизвестно у каких педагогов?

И какая же должна быть зарплата учителей в этом центре, если лучшие из них получают в своих школах из всех официальных и неофициальных источников не менее 80 тысяч рублей? Мне говорили об утроенном нормативе, но обучение в классах по 10 человек, т.е. грубо говоря, учитель будет получать столько же, сколько и в обычной школе за обучение 30 человек (в условиях нормативно-подушевого финансирования).

Кроме того,  в тот момент в нашей семье мы ждали  появления на свет третьего ребенка, и я не хотел оставить детей совсем без внимания, понимая, что первые несколько лет в новом центре придется разве что не ночевать.

Выслушав все мои доводы и ответив на вопрос, почему идеи создания такого центра не возникало у министерства, пока губернатором не стал Николай Иванович Меркушкин, министр удалился на совещание, а я остался в глубоких раздумьях о том самом балансе. Я не хочу терять свое учреждение, в тоже время могу упустить хороший шанс интересной новой работы в новом центре. Вдруг мои опасения не подтвердятся, и центр заработает-таки, отбирая у хороших школ и детей и преподавателей, тем более, что последних можно по пальцам перечесть в Самаре?

Тогда я предложил, что  пока новый центр не будет построен, чтобы не срывать планы сентябрьского открытия, объединить этот интернат с моим учреждением. Это позволило бы и отчитаться перед Губернатором, и безболезненно наполнить центр и обучающимися, и педагогами, благо дело в нашем здании мощностью 500 человек обучается чуть меньше тысячи. Мы даже готовы были сменить наименование.

Эта идея рассматривается в министерстве. Но есть, конечно, множество организационных проблем. Например, интернат областного подчинения (ГБОУ), а лицей 135 — муниципального (МБОУ). Разные собственники зданий, разные схемы финансирования и т.д. Так или иначе, поиск баланса продолжается, и на данный момент мы пытаемся описать концепцию такого «гантелеобразного» учреждения, которое отвечало бы и требованиям Губернатора и органично влилось в образовательное пространство Самары.

 

   
 
 
 

27.04.2017  |  Просмотров: 1069  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 

Самые популярные материалы

Способный учить и учиться

Рачевский Ефим Лазаревич

Кому должна школа?

Шупилова Людмила Анатольевна

Больше пользы, чем вреда…

Копытин Сергей Юрьевич

Сколько стоит программа развития школы?

Рахметов Рустам Рафалович

Методическая служба: в чем помощь?

Ильина Елена Евгеньевна

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Кому должна школа?

Шупилова Людмила Анатольевна

Способный учить и учиться

Рачевский Ефим Лазаревич

Публичность школы

Рачевский Ефим Лазаревич

Больше пользы, чем вреда…

Копытин Сергей Юрьевич

Методическая служба: в чем помощь?

Ильина Елена Евгеньевна

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.