Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Таинство регламента

Рачевский Ефим Лазаревич , Народный учитель Российской Федерации, директор ЦО №548 «Царицыно», г. Москва

Регламент любой деятельности в образовательном учреждении нами воспринимается привычно, но зачастую неприязненно, хотя никто не отрицает его необходимость. Да и сложно представить школу, традиционно живущую на нормах и правилах, в оффшоре любых регламентов. Вопрос только в том, что и как регламентировать, и какие будут последствия…

 «К сведению родителей и обучающихся!
В связи со сложившейся опасной обстановкой,
вызванной резким увеличением количества медведей на территории Парабельского района и случаями выхода их в населенные пункты,
работа спортивных секций и кружков переносится на 16-00».

Информация с сайта Нарымской средней школы Томской области.

 

Одна из особенностей работы директора школы, не обозначенная в проекте профессионального стандарта: умение принимать решение в неопределенной ситуации. Вся совокупность профессиональных действий направлена на преодоление этой неопределенности.
Природа ее очевидна: участники взаимодействия в школе имеют субъектную принадлежность, наделены сознанием и волей, желаниями и собственным видением ситуации, обладают уникальными свойствами сопротивления инновациям, с настороженностью относятся к изменениям, оппонируют, выплескивают свое несогласие в социальные сети, отказываются отвечать на неугодные вопросы.

И, тем не менее, мы планируем результаты своей работы, обзаводимся индикаторами, показателями, количественными характеристиками успеха, совершенно справедливо отталкиваемся от аналитических данных, рассматриваем действующие и перспективные, вплоть до футурологических, факторы влияния.

Нам помогают, ориентируя на огромное количество инструкций, предписаний, обоснованных ограничений, федеральных, локальных, региональных и иных нормативных актов, что в какой-то степени предполагает сокращение этой неопределенности.

Школа, при всех нормативных и традиционных ограничениях, является местом концентрированного обилия степеней свободы, вне зависимости от ее статуса, типа и формы собственности. В одних школах эти свободы носят стихийный характер, в других — облечены в стройные перечни локальных актов. В совокупности это и формирует то, что стали в последнее десятилетие называть школьным укладом, представленным как многообразие и единство практик школьной жизни, регулируемых правилами и традициями, законом и «понятиями». Последнее слово с середины 90-х приняло в нашей повседневности негативный окрас, но это не обязательно альтернатива норме, закону, скорее это слово обозначает неписанные правила, которые, как нам показывает история, могут лечь в основу законов.

В поисках философского камня

Признаюсь, что, поработав в школе несколько десятилетий, я не утратил ожидания возможности появления философского камня, волшебной палочки, высшего повеления, которые в совокупности сделают школу местом всеобщего счастья и благоденствия, успеха и радости.
Опыт опровергает возможность появления чуда, но древние инстинкты его ожидания у значительной части собратьев имеют вполне конкретные интерпретации.

Давайте договоримся, чуда не будет, несмотря на то, что цивилизационные изменения, появление новых популяций детей с безграничным словарным запасом и непонятной для взрослых информационной культурой, сохранение значительной части сельских школ, не убитое доверие большинства населения к школе как источнику культуры, — могут быть расценены как предвестие чуда.

Для нас существенно не воспринимать действительность как станцию его ожидания.
Несмотря на неизбывное восприятие школьного дела как повторяющегося сакрального акта, попробуем вычленить несколько рутинных факторов, конструктивное влияние которых может приблизить какие-то варианты этого чуда.

Все преобразования школьной жизни, начиная с реформ Петра и внедрения образовательных стандартов нового поколения в XXI столетии, были ориентированы не столько на образовательную успешность, сколько на актуальные и перспективные потребности рынка труда, решение экономических, социальных и политических задач. Разумеется, культурный контекст и великие цели преобразований всегда были в основе ценностного ряда этих реформ.

Особенность новейшего времени в ускорении развития информационной культуры, технологий, межличностных коммуникаций, позитивной дестабилизации социального статуса человека, растущей зависимости его от личностных качеств и достижений, а не наследственной принадлежности к элитам, в интенсивно растущем спросе на способность принимать решения в ситуации перманентной неопределенности.

Школьное образование больше не может готовить к рутинному труду, с повторяющимися его элементами и стандартным содержанием на протяжении всей жизни. Кажущаяся простой работа сантехника с каждым пятилетием требует удвоения инженерных знаний для формирования выбора оптимальных материалов, инструментов, технологических решений.

Предложенные государством образовательные стандарты ориентируют нас на моделирование осознанной энтропии* в содержании учительской работы как вариант конструирования ситуации неопределенности, в которой нет готовых и стандартных решений.

Дидактическая свобода, провозглашенная в стандартах, в ФЗ «Об образовании в РФ» и даже в примерных образовательных программах, а также контрольно-измерительные материалы внешних по отношению к школе оцениваний, которые стремятся соответствовать этим стандартам и во многом делают это успешно, позволяют надеяться на обновление образовательной ситуации.

Разумеется, это — штрихи футурологической картинки успеха, в школе изменения происходят существенно медленней, чем в космической отрасли или медицине, но есть прорыв в лидерских командах, часто неизвестных, не описанных в прессе, но они есть, важно про них узнать.

Кстати, Всероссийский конкурс «Директор школы» такую возможность сделал реальной.

История вопроса

Именно по высказанным причинам складывается кажущаяся парадоксальной формула: чем выше уровень позитивной (или иной) неопределенности в системе, тем выше потребность в регламентации тех видов деятельности, которые можно сделать системными.

Устанавливать правила — означает снижать возможность рисков воздействия человеческого фактора, делать огромное количество управленческих действий рутинными, алгоритмизировать то, что не требует креативного участия и, вздохнув от этого свободно, заниматься совершенствованием содержания образования, не в узком, «предметном» смысле, а в широком, проектном.

Школа — место, в котором идет накопление человеческого и социального капитала. Поэтому может сложиться впечатление, что стремление свести к минимуму воздействие человеческого фактора может привести к ее дегуманизации. Несколько вполне жизненных примеров: те, кто живет давно и имел счастье учиться в сельской школе или небольшой школе маленького города, хорошо помнят, как звонила в колокольчик пожилая техничка, обозначая конец или начало урока.

Вспомним эпизод из кинематографической классики советского периода фильма «Большая перемена» Алексея Коренева, в котором показали сбой школьного порядка из-за того, что слегка вздремнула уборщица тетя Глаша (актриса Валентина Сперантова), или крушение таких сложных систем как современные самолеты из-за ошибки пилота. Примеров много, когда человек, тонкость мыследеятельности и эмоциональных переживаний которого намного сложнее и непредсказуемее, чем самая сложная информационная система, своими неожиданными решениями, делал ситуацию нестабильной.

Самое сложное взаимодействие субъектов в школе — это урок, встреча, цель которой — познание, развитие личностных качеств ученика. Когда школа стала массовой, информация перестала быть только тезаурусом избранных, было сделано множество усилий для регламентации этого сложного технологического явления, урока. Эти попытки регламентации представлены как сценарий урока, его методика, технология, педагогический дизайн.

Какая-то часть учителей, ориентируясь на пособия «Методика преподавания … в 5-6 классах», слепо следовала предложенным поурочным планам, какая-то брала из них некоторые элементы и создавала собственный регламент. Связанная с этой темой проблематика не имеет однозначного решения, любое взаимодействие двух и более субъектов является сверхсложным актом, редко поддающимся регламентации. Очевидно поэтому регламентация урока — одно из высших технологических достижений педагогики, если этот урок интересен, эффективен и может тиражироваться.

Но поговорим о других регламентах, менее сложных, предназначение и создание которых значительно проще и не имеет тонкого налета таинства.

Регламент (лат. regula – норма, правило, от regere – править, управлять), т.е. управлять с помощью правил.

Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный приблизительно в 1780 г. до н.э., является одним из древнейших законодательных памятников, собранием регламентов, регулировавших жизнь в Древней Месопотамии. Его, наверное, можно считать первым сохранившимся в истории регламентом.

Систематизация регламентов может быть основана на выделении единиц взаимодействия, регулируемых данным правилом. Самые обобщенные пары:

Субъект – объект, субъект – субъект (субъекты). Обе эти группы регламентов присутствуют в школе. Например, «Регламент электротехнических работ» или «Регламент профилактических работ IT-систем», или «Регламент комплектования первых классов», или «Регламент оценивания учебных достижений», или «Регламент взаимодействия с родителями обучающихся и воспитанников», или «Регламент проведения контрольных работ», или «Регламент формирования фонда оплаты труда». Всего в школе их может быть свыше сотни.

Все регламенты имеют прецедентную историю.

Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты еще в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н.э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещен проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Это был период бурного экономического развития, который сопровождался ростом количества частных транспортных средств, образовывались заторы. Появился регламент.

В России массовая автомобилизация достигла своего пика в период нефтяного благоденствия, пробки появились даже в селах. А в Москве сделали выделенную полосу для общественного транспорта. И если по регламентам царя Хаммурапи нарушителю регламента могли отсечь руку, то за въезд на выделенную полосу город отнимает ощутимую сумму денег.

Прецедентность в создании регламентов стала активной в последние годы. Например, после нескольких аварий при перевозке школьников на автобусах, стали строже правила этих перевозок и требования к транспорту.

После трагедии на озере в Карелии летом 2016 года полностью изменился регламент организации детского отдыха.

Требования к честности процедур ЕГЭ изменили регламент организации проведения этого экзамена.

Школа — ярко выраженная гуманитарная система и, несмотря на кажущуюся технологическую простоту, что складывалась веками, — учить и проверять, как дети учатся, — количество субъектных векторов влияния на систему очень велико. Хотя бы потому, что такая важная составляющая управляемости как произвольность, подминается естественными процессами, определяющими сложные периоды взросления детей. Эмоциональный климат, психосоматические неурядицы и кризисы, неизбежное сопротивление порядку, несовпадение целей и размытость установок делают процесс управления школой намного более сложным, нежели управление самым сложным материальным производством.

Очевидно, поэтому надуманная дилемма «директор школы, он кто — управленец или педагог», — лишена всякого смысла.

Школы во все времена были объектами патерналистского отношения, как со стороны общества, так и со стороны государства, и неважно, какие школы: земские, городские, царские, казенные, сельские, бюджетные и другие. В связи с этим школьный менеджмент свои управленческие задачи видел в исполнении спускаемых сверху инструкций, ограничений, наименее затратных способов их приложений на практике. Зачастую видение ситуации учредителем и реальные практики в конкретной школе не совпадают, что приводит к имитации исполнения директив, как способа выживания.

Практически во всех отечественных буднях школьного менеджмента очень высокий уровень энтропии в подготовке и принятии управленческих решений. Связано это с целым рядом исторических причин, но прежде всего с тем, что большинство школьных управленцев — самоучки, среди которых нечасто встречаются самородки. Системы повышения квалификаций, дополнительное профессиональное образование часто далеки от школьной действительности и в содержании своем носят весьма обобщающий и не привязанный к реалиям характер.

В школе не должно быть много профессиональных управленцев. Хотя бы потому, что школа, несмотря на свое системное внутреннее многообразие, не является технологически сложной совокупностью.

Допустим такой, как металлургический комбинат или гигантский авиалайнер. Кстати, чем система более современна с точки зрения используемых технологий, чем она содержит в себе больше потенциальных рисков для человека, тем в ней менее значим человеческий фактор. Например, Boeing 747, выпущенный в 1969 году, имеет летный экипаж до 10 человек, а в современном Airbus А380, который берет на борт много больше людей, летный экипаж всего 2 человека. Об этом же свидетельствуют ситуации с современными заводами высоких технологий, робототехника, автоматические линии производства и даже в агрокомплексы. Современные информационные технологии, используемые сегодня в образовательных организациях, способны минимизировать эксплуатацию человеческого ресурса в управлении образовательным процессом и его организации.

Технологические прорывы современности и ближайшего будущего вызовут к жизни потребность регламентации действий, о которых мы и не подозреваем. Например, совсем недавно мы не помышляли о «Регламенте поведения в информационной корпоративной сети школы» или «Регламент использования мобильных устройств на уроках», или «Регламент финансово-хозяйственной деятельности школы №….».

У многих хороших слов бывают негативные производные. Например, безвинная философская категория «форма» имеет негативный продукт словообразования «заформализованность». А слово «регламент» — излишняя регламентированность, или того хуже — зарегламентированность.

Справедливо. Точно также справедливым является вывод о вреде полезных витаминов, съеденных сразу в объеме упаковки.

Поскольку подавляющее большинство управленческих решений основаны на действующих и понятных нормативных актах, а деятельность самой организации характеризуется цикличностью, некоторой предсказуемостью, нормированностью, возможно представить общую систему управления в виде нескольких регламентов.
И если беспристрастно рассмотреть наименее поддающиеся регламентации действия в школьных практиках, сопоставить их с другими, упорядочивание которых является более или менее простым и очевидным, мы получим две категории регламентов. Одна, регулирующая простые и всем понятные действия, например, расписание звонков в школе или регламент о тепловом режиме, или об использовании расходных материалов, или регламент о работе школы в выходные дни; и другая группа, в которой переплетены сложные межличностные отношения, коммуникации, интересы.

 

Несколько выводов, которые могут оказаться полезными:

чем больше количество несложных действий в школе станет предметом регламентации, тем больше ресурсов, временных, человеческих, информационных и других, можно будет использовать для решения сложных гуманитарных задач;

снижение влияния человеческого фактора на объекты регламентации приводит к снижению рисков сбоя системы;

создание комплекса регламентов управления образовательными организациями, который бы максимально сократил необходимость креативной составляющей в рутинных действиях по управлению школой, неизбежно приведет к тому, что ресурсы управления могут эффективно направляться на повышение качества образования, удовлетворение индивидуальных потребностей, ценностную педагогику;

все регламенты можно условно дифференцировать по признакам «общий» и «особенный». Например, «Регламент комплектования 1-х классов» имеет правовую основу для всех школ страны, но «Регламент поведения на улице при встрече с медведем» вряд ли актуален для жителей Сочи. Впрочем, кто его знает. Поскольку дело прецедентное, и если в Сочи появится сбежавший из цирка медведь, местные власти могут прописать и регламент;

у школьных регламентов есть правовая основа. Это статьи 28 и 30 Федерального закона №273-ФЗ, в соответствии с которыми образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом;

чем проще, информативнее, компактнее будут написаны регламенты как локальные акты школы, тем эффективнее будет их позитивное влияние на жизнь школы и ее директора;

и тем больше возможностей будет у школы для следования своей главной миссии, вне зависимости от того, как она будет сформулирована, но в основе каждого словесного ее оформления всегда есть реальная гуманистическая основа;

не исключаю, что читатели журнала обратятся с просьбой дать перечни и образцы регламентов-регуляторов школьной повседневности, полагаю, что это возможно.

 __________________________
* Энтропия может интерпретироваться как мера неопределенности (неупорядоченности) некоторой системы (Википедия).

 

   
 
 
 

01.02.2017  |  Просмотров: 1839  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 

Самые популярные материалы

Способный учить и учиться

Рачевский Ефим Лазаревич

Кому должна школа?

Шупилова Людмила Анатольевна

Больше пользы, чем вреда…

Копытин Сергей Юрьевич

Сколько стоит программа развития школы?

Рахметов Рустам Рафалович

Методическая служба: в чем помощь?

Ильина Елена Евгеньевна

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Кому должна школа?

Шупилова Людмила Анатольевна

Способный учить и учиться

Рачевский Ефим Лазаревич

Публичность школы

Рачевский Ефим Лазаревич

Больше пользы, чем вреда…

Копытин Сергей Юрьевич

Методическая служба: в чем помощь?

Ильина Елена Евгеньевна

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.