Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Психокоррекция педагога

Мельникова Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, педагог-психолог, Школа МГПУ

Профессиональная деятельность в сфере образования отличается своей высокой эмоциональной загруженностью, большой интенсивностью и динамикой. Дополнительным фактором невротизации профессиональной и личной жизнедеятельности педагогов служат изменения в социально-экономической сфере, в системе образования. Как восстановить личностные ресурсы педагогов в меняющихся условиях среды?

Многие педагоги испытывают психологический дисбаланс, который проявляется в потере интереса к работе, в ухудшении самочувствия, обострению отношений с детьми, родителями, коллегами, администрацией. На базе СОШ МГПУ выполняется исследование при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-36-01031)  «Влияние психоэмоционального состояния педагогов на психофизиологические и социально-психологические показатели развития школьников». Установлено, что у 15 % педагогов уровень стресса находится на высоком уровне. У 85% педагогов уровень стресса находится на уровне выраженного.

У 85 % педагогов высокие показатели по оценке роли субъективного восприятия профессиональной ситуации в возникновении стресса и у 15 % на уровне выраженного. У 85% педагогов наблюдается выраженный показатель переживания острого стресса и хронического стресса и у 15 % данный показатель высокий. У 100 % педагогов наблюдаются выраженные поведенческие деформации, связанные с уровнем стресса. У педагогов стресс чаще всего проявляется именно в психосоматических реакциях (у 85 % педагогов).

Многие педагоги испытывают психологический дисбаланс, который проявляется в потере интереса к работе, в ухудшении самочувствия, в обострении отношений с детьми, родителями, коллегами, администрацией. Поэтому, мы видим необходимость психологической поддержки педагогов в условиях школы с целью восстановления личностного ресурса педагогов в  меняющихся условиях среды.

Мы разработали психологический тренинг  с учителями и тьюторами, который включен  в ресурсную часть программы психологического сопровождения сотворческого профессионального развития педагогов в Школе МГПУ, которая реализуется в каникулярный период.

При разработке тренинга мы опирались на  следующие  принципы:

  1. Человек воспринимается как целостная  и уникальная личность.

  2. Личность обладает способностью действовать конструктивно и находить уникальные эпизоды проявления данных способностей.

  3. Человек может создавать предпочитаемую историю с опорой на ресурсные стороны личности.

  4. Опора на компетентность личности, которая  помогает обнаружить «ловушки» в процессе изменений.

  5. Проблемные ситуации как источник новых творческих открытий.

Цель: восстановление личностного ресурса педагогов, рефлексия внутренних и внешних опор в условиях динамично меняющейся среды.

Задачи:

  1. Создание эмоционально-положительной атмосферы в группе.

  2. Мотивирование участников встречи на  исследование личностной стабильности и поиск опор.

  3. Осознавание своего отношения к динамичным изменениям, которые разрушают чувство личной стабильности.

  4. Переосмысление взаимосвязи чувства личной стабильности и происходящих динамичных изменений в окружающем мире.

  5. Поиск ресурсов и внутренних опор, которые помогают обрести новое чувство личной стабильности после произошедших изменений.

  6. Снижение эмоциональной напряженности педагогов и повышение  их эмоциональной устойчивости и удовлетворенности своим трудом.

  7. Поддержка  у педагогов ощущения способности влиять на собственную жизнь и состояния.

Участники: педагоги, тьютеры общеобразовательных школ.

Оптимальное количество участников: от 5 до 10 человек.

Время проведения: 100-120 минут.

Ход занятия: Мотивационный этап. Упражнение «Ассоциации»

Психолог: Сегодня мы предлагаем вам исследовать  чувство личной стабильности. Вам  предлагается выбрать одну репродукцию или открытку, которая ассоциируется с данным чувством.

Примечание: Ведущий предварительно раскладывает репродукции или открытки. Наиболее подходящими для данного упражнения будут работы формата А4 или А5. Не желательно брать меньший или больший размер. Можно использовать листы настенных календарей. В зависимости от величины группы подбирается от 50 до 100 открыток. Сюжеты открыток важно подбирать разные по стилю и жанру.

Некоторые участники находят нужное изображение достаточно быстро, некоторые довольно долго выбирают между несколькими картинами в поисках единственной подходящей. Важно на этом этапе не торопить участников и позволить им укорениться в собственном выборе

Психолог: Выбор сделан. Расскажите, пожалуйста, почему было выбрано именно это изображение. Какие элементы на картине близки вам по ощущениям и напоминают о чувстве личной стабильности?

Примечание: Здесь важно помочь участникам тренинга идентифицировать себя с картиной. Поэтому не стоит торопить их с рассказом, важно поподробнее узнать о деталях выбора. Именно идентификация участника и картины позволит в дальнейшем прожить ему процесс изменения и превращения, которое сопровождает нас, когда мы утрачиваем и вновь обретаем чувство личной стабильности.

Материалы: 50 - 100 репродукций, открыток.

Время: 20-30 минут.

Основной этап.  Упражнение: «Опоры».

Часть 1.

Психолог:  В нашем  динамично меняющемся мире ничто не бывает постоянно стабильным. Что привносит в нашу жизнь изменения?

 Психолог:  Да, (обобщая сказанное участниками: переезды, рождение детей, утрата близких, новые образовательные стандарты, общение с детьми, родителями…) эти факторы влияют на наше чувство стабильности.  Чтобы это прочувствовать, предлагаем "разрушить" это чувство. Для этого вам необходимо разрезать или разорвать картинку на кусочки. В зависимости от формата картинка,  разрезаем от 8 до 16 кусочков.

Примечание: Такое даже условное разрушение стабильности обычно сопровождается сильными неприятными переживаниями. Поэтому психологу, ведущему группы важно быть готовым к тому, чтобы оказать поддержку. Помогают фразы: «Отнеситесь к этому, как к небольшому эксперименту», «К концу встречи вы вернете свою преобразованную стабильность с личностными опорами». После «разрушения» изображения участникам предлагается проговорить свои чувства от процесса разрушения.

Психолог:  Как мы видим, изменения довольно сильно могут пошатнуть нашу личностную стабильность. Для нас как для педагогов,  это хорошо или плохо? Почему?

Психолог:  Резюмирование высказываний: Это для нас плохо, так как кроме того, что мы разрушаемся физиологически (испытываем головные боли, скачет давление), психологически (испытываем эмоциональный стресс, тревогу…), мы теряем интерес к профессии, испытываем сложности в работе с детьми, в общении с родителями, не получаем удовольствие от жизни. И это нам не нравится. Поэтому мы хотим вернуть нашу стабильность, что мы сейчас и сделаем.

Часть 2.

Психолог:  Мы предлагаем вам превратить полученные кусочки в новую картину. Для этого наклейте свои фрагменты картины на лист — это ваши опоры. Наклеенные кусочки нужно с помощью фломастеров, карандашей, мелков или других кусочков цветной бумаги соединить в цельную картину. Вы  создаете "новое чувство личной стабильности". Нарисуйте опоры, которые вас поддерживают и помогают создать чувство личной стабильности.  Можете их подписать.

Примечание: Каждый участник получает лист бумаги формата А3. Кусочки картины-открытки наклеиваются на бумагу. Иногда участники могут отбросить ненужные кусочки. Об этом можно поговорить при обсуждении и спросить: «Как чувствует себя ваша новая личностная стабильность?», «Что ушло вместе с этими фрагментами? Как это для вас?», «Что вы при этом чувствуете?».

Если участники боятся нарисовать некрасиво или не так, как они замыслили, то предложите им представить себя современными абстракционистами и рисовать не конкретные изображения, а цветные пятна разной формы и размеров.

Если для участника очень важно, чтобы картина была восстановлена до последнего кусочка, то стоит отдельно проговорить данную тему. Расспросить, чем ценно сохранение данной работы и чем отталкивает ее преображение, переосмысление.

Важно помочь участникам тренинга отрефлексировать процесс переосмысления роли изменений для чувства личностной стабильности, роль опор. Для этого могут помочь следующие вопросы:

•           Что помогло решиться на данный шаг кардинальных изменений. Было ли в жизни так, что данная способность меняться помогала вам?

•           Как вам нынешняя картина? Нравится ли она вам, что в ней хотелось бы усилить, а что уменьшить?

•           Принимаете ли вы то изменение, которое произошло, что в картине помогает принять данные изменения?

•           Какие опоры в вашей жизни играют особую роль? Почему?

•           Какие Ваши качества и способности служат опорой для других в меняющихся условиях?

Время: 50 – 70 минут

Материалы: ножницы, клей, фломастеры, карандаши, бумага А3, цветная бумага.

Завершающий этап.  Шеринг.

Психолог:  Что было важным, ценным для вас на нашем занятии? Почему?

Время: 20 минут.

В конце встречи педагоги и тьютеры часто отмечают, что они стали смотреть на динамичные изменения не как на угрозу, а как на условие для личностных преобразований; ощущают свою активную позицию в процессе создания личностной стабильности и говорят о том, что в их жизни оказывается довольно много опор, к которым они могут обратиться.

Многие наблюдали снижение напряжения, которое накопилось за учебный период и актуализацию интереса к своему делу, потребности профессионального самосовершенствования. А получившиеся образы новой личностной стабильности с опорами участники с радостью забирают  с собой и размещают возле своего рабочего места, чтобы встретившись вновь с очередными изменениями, быстрее вернуть себе эмоциональное равновесие, уверенность и рациональность в решении педагогических и личностных задач.

При реализации программы психологического сопровождения профессионального развития педагогов и данного тренинга в частности,  сложно обойтись без поддержки администрации. В нашей работе помогают следующие административные ресурсы:

  1. Включение программы психологического сопровождения сотворческого профессионального развития педагогов в годовой план работы школы. Это позволяет подчеркнуть заинтересованность администрации в создании психологически комфортной среды не только для учащихся, но и для педагогов. (К сожалению, не так часто руководство школы планирует работу по психологической поддержке педагогов).

  2. Реализацию ресурсной части программы планировать  в каникулярный период.

  3. Для качественной проработки темы рекомендуется разделить педагогический коллектив на несколько подгрупп, например, тьютеры, педагоги начальной школы и т.д..

  4. Участие педагогов в тренингах должно носить добровольный характер. Администрации не стоит применять санкции к непосещающим данные встречи педагогов. При этом важно транслировать понимание значимости данной работы и заинтересованности руководителей в эмоциональном благополучии педагогов через авторитетное, уважительное общение с ними.

 

Литература:

  1. Баер У. Творческая терапия - Терапия творчеством (Теория и практика психотерапии, использующая разнообразные формы творческой активности) / пер. с нем. Е. Климовой и В. Комаровой. - М.: независимая фирма "Класс", 2013 . - 552 с. 

  1. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. - М.: Наука, 2000. - 174 с.

  2. Уайт М. Карты нарративной практики. Введение в нарративную терапию / Майкл Уайт ; [пер. с англ. Д. Кутузовой]  . - М.: Генезис, 2010 - 325 с.

  3. Кремер Е.З., Мельникова И.В., Недосекина А.Д. Психологическое сопровождение сотворческого профессионального развития педагогов в условиях общеобразовательной школы // Сборник психолого-педагогических программ: Материалы Всероссийского конкурса: «Профессиональная перспектива», 15 апреля-15 мая, 2015г./ под общ.ред. В.В. Буяновой - Саранск, 2015 – стр.76-79

 

Мельникова Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, педагог-психолог, Школа МГПУ

Недосекина Александра Дмитриевна,
педагог-психолог, Школа МГПУ, г. Москва

 

 

 

   
 
 
 

23.11.2016  |  Просмотров: 1535  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 

Самые популярные материалы

Способный учить и учиться

Рачевский Ефим Лазаревич

Кому должна школа?

Шупилова Людмила Анатольевна

Больше пользы, чем вреда…

Копытин Сергей Юрьевич

Сколько стоит программа развития школы?

Рахметов Рустам Рафалович

Методическая служба: в чем помощь?

Ильина Елена Евгеньевна

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Кому должна школа?

Шупилова Людмила Анатольевна

Способный учить и учиться

Рачевский Ефим Лазаревич

Публичность школы

Рачевский Ефим Лазаревич

Больше пользы, чем вреда…

Копытин Сергей Юрьевич

Методическая служба: в чем помощь?

Ильина Елена Евгеньевна

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.