Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Психокоррекция педагога

Мельникова Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, педагог-психолог, Школа МГПУ

Профессиональная деятельность в сфере образования отличается своей высокой эмоциональной загруженностью, большой интенсивностью и динамикой. Дополнительным фактором невротизации профессиональной и личной жизнедеятельности педагогов служат изменения в социально-экономической сфере, в системе образования. Как восстановить личностные ресурсы педагогов в меняющихся условиях среды?

Многие педагоги испытывают психологический дисбаланс, который проявляется в потере интереса к работе, в ухудшении самочувствия, обострению отношений с детьми, родителями, коллегами, администрацией. На базе СОШ МГПУ выполняется исследование при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-36-01031)  «Влияние психоэмоционального состояния педагогов на психофизиологические и социально-психологические показатели развития школьников». Установлено, что у 15 % педагогов уровень стресса находится на высоком уровне. У 85% педагогов уровень стресса находится на уровне выраженного.

У 85 % педагогов высокие показатели по оценке роли субъективного восприятия профессиональной ситуации в возникновении стресса и у 15 % на уровне выраженного. У 85% педагогов наблюдается выраженный показатель переживания острого стресса и хронического стресса и у 15 % данный показатель высокий. У 100 % педагогов наблюдаются выраженные поведенческие деформации, связанные с уровнем стресса. У педагогов стресс чаще всего проявляется именно в психосоматических реакциях (у 85 % педагогов).

Многие педагоги испытывают психологический дисбаланс, который проявляется в потере интереса к работе, в ухудшении самочувствия, в обострении отношений с детьми, родителями, коллегами, администрацией. Поэтому, мы видим необходимость психологической поддержки педагогов в условиях школы с целью восстановления личностного ресурса педагогов в  меняющихся условиях среды.

Мы разработали психологический тренинг  с учителями и тьюторами, который включен  в ресурсную часть программы психологического сопровождения сотворческого профессионального развития педагогов в Школе МГПУ, которая реализуется в каникулярный период.

При разработке тренинга мы опирались на  следующие  принципы:

  1. Человек воспринимается как целостная  и уникальная личность.

  2. Личность обладает способностью действовать конструктивно и находить уникальные эпизоды проявления данных способностей.

  3. Человек может создавать предпочитаемую историю с опорой на ресурсные стороны личности.

  4. Опора на компетентность личности, которая  помогает обнаружить «ловушки» в процессе изменений.

  5. Проблемные ситуации как источник новых творческих открытий.

Цель: восстановление личностного ресурса педагогов, рефлексия внутренних и внешних опор в условиях динамично меняющейся среды.

Задачи:

  1. Создание эмоционально-положительной атмосферы в группе.

  2. Мотивирование участников встречи на  исследование личностной стабильности и поиск опор.

  3. Осознавание своего отношения к динамичным изменениям, которые разрушают чувство личной стабильности.

  4. Переосмысление взаимосвязи чувства личной стабильности и происходящих динамичных изменений в окружающем мире.

  5. Поиск ресурсов и внутренних опор, которые помогают обрести новое чувство личной стабильности после произошедших изменений.

  6. Снижение эмоциональной напряженности педагогов и повышение  их эмоциональной устойчивости и удовлетворенности своим трудом.

  7. Поддержка  у педагогов ощущения способности влиять на собственную жизнь и состояния.

Участники: педагоги, тьютеры общеобразовательных школ.

Оптимальное количество участников: от 5 до 10 человек.

Время проведения: 100-120 минут.

Ход занятия: Мотивационный этап. Упражнение «Ассоциации»

Психолог: Сегодня мы предлагаем вам исследовать  чувство личной стабильности. Вам  предлагается выбрать одну репродукцию или открытку, которая ассоциируется с данным чувством.

Примечание: Ведущий предварительно раскладывает репродукции или открытки. Наиболее подходящими для данного упражнения будут работы формата А4 или А5. Не желательно брать меньший или больший размер. Можно использовать листы настенных календарей. В зависимости от величины группы подбирается от 50 до 100 открыток. Сюжеты открыток важно подбирать разные по стилю и жанру.

Некоторые участники находят нужное изображение достаточно быстро, некоторые довольно долго выбирают между несколькими картинами в поисках единственной подходящей. Важно на этом этапе не торопить участников и позволить им укорениться в собственном выборе

Психолог: Выбор сделан. Расскажите, пожалуйста, почему было выбрано именно это изображение. Какие элементы на картине близки вам по ощущениям и напоминают о чувстве личной стабильности?

Примечание: Здесь важно помочь участникам тренинга идентифицировать себя с картиной. Поэтому не стоит торопить их с рассказом, важно поподробнее узнать о деталях выбора. Именно идентификация участника и картины позволит в дальнейшем прожить ему процесс изменения и превращения, которое сопровождает нас, когда мы утрачиваем и вновь обретаем чувство личной стабильности.

Материалы: 50 - 100 репродукций, открыток.

Время: 20-30 минут.

Основной этап.  Упражнение: «Опоры».

Часть 1.

Психолог:  В нашем  динамично меняющемся мире ничто не бывает постоянно стабильным. Что привносит в нашу жизнь изменения?

 Психолог:  Да, (обобщая сказанное участниками: переезды, рождение детей, утрата близких, новые образовательные стандарты, общение с детьми, родителями…) эти факторы влияют на наше чувство стабильности.  Чтобы это прочувствовать, предлагаем "разрушить" это чувство. Для этого вам необходимо разрезать или разорвать картинку на кусочки. В зависимости от формата картинка,  разрезаем от 8 до 16 кусочков.

Примечание: Такое даже условное разрушение стабильности обычно сопровождается сильными неприятными переживаниями. Поэтому психологу, ведущему группы важно быть готовым к тому, чтобы оказать поддержку. Помогают фразы: «Отнеситесь к этому, как к небольшому эксперименту», «К концу встречи вы вернете свою преобразованную стабильность с личностными опорами». После «разрушения» изображения участникам предлагается проговорить свои чувства от процесса разрушения.

Психолог:  Как мы видим, изменения довольно сильно могут пошатнуть нашу личностную стабильность. Для нас как для педагогов,  это хорошо или плохо? Почему?

Психолог:  Резюмирование высказываний: Это для нас плохо, так как кроме того, что мы разрушаемся физиологически (испытываем головные боли, скачет давление), психологически (испытываем эмоциональный стресс, тревогу…), мы теряем интерес к профессии, испытываем сложности в работе с детьми, в общении с родителями, не получаем удовольствие от жизни. И это нам не нравится. Поэтому мы хотим вернуть нашу стабильность, что мы сейчас и сделаем.

Часть 2.

Психолог:  Мы предлагаем вам превратить полученные кусочки в новую картину. Для этого наклейте свои фрагменты картины на лист — это ваши опоры. Наклеенные кусочки нужно с помощью фломастеров, карандашей, мелков или других кусочков цветной бумаги соединить в цельную картину. Вы  создаете "новое чувство личной стабильности". Нарисуйте опоры, которые вас поддерживают и помогают создать чувство личной стабильности.  Можете их подписать.

Примечание: Каждый участник получает лист бумаги формата А3. Кусочки картины-открытки наклеиваются на бумагу. Иногда участники могут отбросить ненужные кусочки. Об этом можно поговорить при обсуждении и спросить: «Как чувствует себя ваша новая личностная стабильность?», «Что ушло вместе с этими фрагментами? Как это для вас?», «Что вы при этом чувствуете?».

Если участники боятся нарисовать некрасиво или не так, как они замыслили, то предложите им представить себя современными абстракционистами и рисовать не конкретные изображения, а цветные пятна разной формы и размеров.

Если для участника очень важно, чтобы картина была восстановлена до последнего кусочка, то стоит отдельно проговорить данную тему. Расспросить, чем ценно сохранение данной работы и чем отталкивает ее преображение, переосмысление.

Важно помочь участникам тренинга отрефлексировать процесс переосмысления роли изменений для чувства личностной стабильности, роль опор. Для этого могут помочь следующие вопросы:

•           Что помогло решиться на данный шаг кардинальных изменений. Было ли в жизни так, что данная способность меняться помогала вам?

•           Как вам нынешняя картина? Нравится ли она вам, что в ней хотелось бы усилить, а что уменьшить?

•           Принимаете ли вы то изменение, которое произошло, что в картине помогает принять данные изменения?

•           Какие опоры в вашей жизни играют особую роль? Почему?

•           Какие Ваши качества и способности служат опорой для других в меняющихся условиях?

Время: 50 – 70 минут

Материалы: ножницы, клей, фломастеры, карандаши, бумага А3, цветная бумага.

Завершающий этап.  Шеринг.

Психолог:  Что было важным, ценным для вас на нашем занятии? Почему?

Время: 20 минут.

В конце встречи педагоги и тьютеры часто отмечают, что они стали смотреть на динамичные изменения не как на угрозу, а как на условие для личностных преобразований; ощущают свою активную позицию в процессе создания личностной стабильности и говорят о том, что в их жизни оказывается довольно много опор, к которым они могут обратиться.

Многие наблюдали снижение напряжения, которое накопилось за учебный период и актуализацию интереса к своему делу, потребности профессионального самосовершенствования. А получившиеся образы новой личностной стабильности с опорами участники с радостью забирают  с собой и размещают возле своего рабочего места, чтобы встретившись вновь с очередными изменениями, быстрее вернуть себе эмоциональное равновесие, уверенность и рациональность в решении педагогических и личностных задач.

При реализации программы психологического сопровождения профессионального развития педагогов и данного тренинга в частности,  сложно обойтись без поддержки администрации. В нашей работе помогают следующие административные ресурсы:

  1. Включение программы психологического сопровождения сотворческого профессионального развития педагогов в годовой план работы школы. Это позволяет подчеркнуть заинтересованность администрации в создании психологически комфортной среды не только для учащихся, но и для педагогов. (К сожалению, не так часто руководство школы планирует работу по психологической поддержке педагогов).

  2. Реализацию ресурсной части программы планировать  в каникулярный период.

  3. Для качественной проработки темы рекомендуется разделить педагогический коллектив на несколько подгрупп, например, тьютеры, педагоги начальной школы и т.д..

  4. Участие педагогов в тренингах должно носить добровольный характер. Администрации не стоит применять санкции к непосещающим данные встречи педагогов. При этом важно транслировать понимание значимости данной работы и заинтересованности руководителей в эмоциональном благополучии педагогов через авторитетное, уважительное общение с ними.

 

Литература:

  1. Баер У. Творческая терапия - Терапия творчеством (Теория и практика психотерапии, использующая разнообразные формы творческой активности) / пер. с нем. Е. Климовой и В. Комаровой. - М.: независимая фирма "Класс", 2013 . - 552 с. 

  1. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. - М.: Наука, 2000. - 174 с.

  2. Уайт М. Карты нарративной практики. Введение в нарративную терапию / Майкл Уайт ; [пер. с англ. Д. Кутузовой]  . - М.: Генезис, 2010 - 325 с.

  3. Кремер Е.З., Мельникова И.В., Недосекина А.Д. Психологическое сопровождение сотворческого профессионального развития педагогов в условиях общеобразовательной школы // Сборник психолого-педагогических программ: Материалы Всероссийского конкурса: «Профессиональная перспектива», 15 апреля-15 мая, 2015г./ под общ.ред. В.В. Буяновой - Саранск, 2015 – стр.76-79

 

Мельникова Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, педагог-психолог, Школа МГПУ

Недосекина Александра Дмитриевна,
педагог-психолог, Школа МГПУ, г. Москва

 

 

 

   
 
 
 

23.11.2016  |  Просмотров: 1390  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 

Самые популярные материалы

Таинство регламента

Рачевский Ефим Лазаревич

Способный учить и учиться

Рачевский Ефим Лазаревич

«Noblesse oblige»

Поташник Марк Максимович

Правила куратора

Куксо Екатерина Николаевна

Остойчивость школы

Бетчер Татьяна Ильинична

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Таинство регламента

Рачевский Ефим Лазаревич

Правила куратора

Куксо Екатерина Николаевна

Остойчивость школы

Бетчер Татьяна Ильинична

«Noblesse oblige»

Поташник Марк Максимович

Кому должна школа?

Шупилова Людмила Анатольевна

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.