Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Рай межпредметной гармонии

Робский Владимир Владимирович, Заведующий кафедрой повышения квалификации руководящих кадров Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования

Одной из весьма существенных проблем внедрения ФГОС в основной школе является отсутствие взаимодействия между учителями разных предметов. Положение осложняет неумение школьных команд проектировать реальную основную образовательную программу, призванную стать механизмом, связующим работу отдельных предметников. Мы предлагаем модель разработки планируемых результатов освоения ООП, которая позволяет связать метапредметные результаты с учебными предметами и рабочими программами.

Стандарт основной школы требует интегрированного подхода к преподаванию предметов, «конвергенции знаний», метапредметности, ориентированности всего процесса не на знания, а на универсальные учебные действия. К тому же к концу 9-го класса обучающимся по новому стандарту придется выставлять в рамках итоговой аттестации отметки не только за освоение предметных, но и метапредметных результатов. На практике же мы видим, как тяжело учителям «вылезти из ракушки» собственного предмета и вступить в конструктивное взаимодействие с коллегами по развитию личности ребенка. Получается, что основная образовательная программа школы существует сама по себе, а образовательный процесс катится по своим традиционным рельсам, ведущим зачастую далеко в сторону от требований ФГОС.

Самое важное, на что следует обратить внимание проектировщиков, это наличие в стандарте основной школы четырех междисциплинарных программ, которые по праву можно назвать стержневыми:

1) формирование универсальных учебных действий (УУД);

2) формирование ИКТ-компетентности (ИКТ);

3) стратегии смыслового чтения и работа с текстом (ТЕКСТ);

4) основы учебно-исследовательской и проектной деятельности (ПРОЕКТ).

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения указанных стержневых программ, а также учебных программ по всем предметам, что и сделано в тексте ФГОС, а в Примерной основной образовательной программе расписано более подробно. Как правило, образовательные организации добросовестно переписывают планируемые результаты из Примерной ООП — обычно это делает заместитель директора по УВР в одиночку. Однако простое переписывание приводит к тому, что сами результаты плохо понимаются педагогами, тексты ООП ими читаются только в части своих предметов.

Только коллективная работа над текстом ООП может дать школе возможность написать реальные программы, отвечающие требованиям ФГОС. Ключевым элементом в такой работе является подраздел «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования», об особенностях проектирования которого и пойдет речь.

Следует обратить внимание на пункт 18.1.2 ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897), в котором говорится следующее: «Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов» (выделено нами. — Прим. авт.).

Данное требование стандарта означает, что школа обязана отразить в ООП специфику своего образовательного процесса, выразив это в формулировках планируемых результатов. Более того, учитывая, что и в тексте ФГОС, и в тексте примерной ООП ООО даны формулировки планируемых результатов на конец 9-го класса, то возникает вопрос: а как отражена в ООП школы позиция «организации их достижения в образовательном процессе»? Иначе говоря, какие результаты будут достигнуты к концу 5-го класса, 6-го класса и т. д.

Более конкретные указания на этот счет имеются в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. Так, в пункте 1.2.1 указано, что «к компетенции образовательного учреждения относится проектирование и реализация системы достижения планируемых результатов (выделено нами. — Прим. авт.). На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает:

  • систему тематических планируемых результатов освоения учебных программ;
  • программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ».

Далее в тексте Примерной ООП даются рекомендации:

«1. Система тематических планируемых результатов освоения учебных программ содержит перечни планируемых результатов по всем изучаемым курсам, предметам, учебным модулям с учетом логики развертывания учебного процесса во временной перспективе (выделено нами. — Прим. авт.). Разработка предполагает адаптацию итоговых планируемых результатов освоения учебных программ применительно к выделенным в учебных программах или учебно-методических пособиях этапам учебного процесса.

В случае если образовательное учреждение использует учебно-методические комплекты, в которых данная работа выполнена авторами пособий, в образовательной программе дается ссылка на соответствующие материалы, при условии что образовательным учреждением выполнен анализ и при необходимости коррекция предложенной системы тематических планируемых результатов с учетом специфики целевых установок образовательной программы, особенностей запросов обучающихся и их семей.

2. Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ включает описание содержания и организации работы по формированию: универсальных учебных действий; ИКТ-компетентности учащихся; основ учебно-исследовательской и проектной деятельности; стратегий смыслового чтения и работы с информацией. Содержание документа строится с учетом оснащенности образовательного учреждения, возможного вклада каждого педагога, работающего в данной параллели, и отражает логику развертывания образовательного процесса во временной перспективе.

Разработка документа предполагает адаптацию итоговых планируемых результатов освоения междисциплинарных программ применительно к:

1) этапам образовательного процесса, выделенным образовательным учреждением (например, на конец 6-х и 9-х классов или на конец 6-х, 8-х и 9-х классов, или ежегодно);

2) возможностям различных видов образовательной деятельности и каждого педагога с отражением вклада в формирование этой группы планируемых результатов: отдельных учебных предметов (включая факультативы и предметы, вводимые школой); внеурочной деятельности; системы воспитательной работы; системы психолого-педагогической поддержки; системы дополнительного образования».

Следовательно, чтобы соблюсти требования ФГОС, необходимо,

• во-первых, конкретизировать планируемые результаты, предлагаемые примерной ООП. Особенно это касается универсальных учебных действий, формулировки понятий которых должны быть достаточно ясными для всех участников образовательных отношений, поскольку УУД являются предметом оценки. Под конкретизацией здесь понимается подбор к каждому УУД так называемых поведенческих индикаторов, то есть описание поведения обучающегося, которое характеризует тот или иной аспект освоения универсального учебного действия. Алгоритм работы по формулированию таких индикаторов приведен ниже;

• во-вторых, распределить конкретизированные планируемые результаты во времени, то есть «разнести» их по классам, полугодиям, четвертям и т. д., определив последовательность их освоения в течение 5−9-х классов. Опять же наиболее важно это сделать для межпредметных дисциплин (стержневых программ), так как в отличие от предметных здесь нет каких-либо явных и ясных образцов, заданных на федеральном или региональном уровне.

 

 Примерная таблица конкретизации планируемых результатов

УУД (чему учить)
(берется формулировка УУД из основной образовательной программы школы)

Способы и методы формирования (как учить) (из раздела ООП «Программа развития УУД» выбираются методы работы, упражнения, задачи)

Поведенческие индикаторы (что оценивать) (описывается поведение учащегося в ходе выполнения задач)

 

 

 

Подобная работа выполняется в рамках других межпредметных программ при участии всех предметников. Обязанности учителей-предметников зафиксированы в Едином квалификационном справочнике (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 года № 761н): «Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ» (курсив наш. — Прим. авт.).

Итогом конкретизации планируемых результатов стержневых программ во временной перспективе может стать, например, следующая таблица.

Сроки освоения

УУД

Текст

ИКТ

Проект

5-й класс

1-я четверть

 

 

 

 

2-я четверть

 

 

 

 

3-я четверть

 

 

 

 

4-я четверть

 

 

 

 

 

Такая таблица становится основой для адаптации имеющихся программ по предмету к условиям конкретной школы, а также ориентиром для перспективного и календарно-тематического планирования учителей-предметников. Мы сначала формируем метапредметные «программы-стержни» (арматура), на которые потом нанизываем рабочие программы по предметам.

Подобное сквозное планирование позволяет направить действия всего коллектива, объединить разрозненные сегодня действия отдельных предметников в рамках стержневых программ. Каждый учитель в школе знает, что в этой четверти мы работаем над такими-то метапредметными результатами, которые мы включаем в календарно-тематическое планирование своих рабочих программ по предмету, обеспечивая тем самым комплексный подход к формированию данных результатов. Или, например, все педагоги знают, что во второй четверти 5-го класса мы работаем над индивидуальными проектами по определенной тематике. Именно единство педагогического коллектива в подходе к формированию и оцениванию метапредметных результатов позволяет достичь максимального образовательного эффекта, объединяя педагогов в команду. Благодаря такому подходу, заданному федеральными государственными образовательными стандартами, действия педагогического коллектива становятся системными, а разорванное предметами педагогическое сознание обретает целостность — и педагогическая деятельность начинает приобретать осмысленный характер.

 http://www.direktoria.org

© Информационная система «Директория», 2016

© Директор школы №1 (204), 2016

   
 
 
 

19.01.2016  |  Просмотров: 1296  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 

Самые популярные материалы

Правила трудового распорядка

Афоничева Юлия Валерьевна

Видимость науки

Поташник Марк Максимович

Учительский саботаж

Данилова Лариса Николаевна

Рай межпредметной гармонии

Робский Владимир Владимирович

Кадровая политика: стратегия изменений

Лихацких Елена Викторовна

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Видимость науки

Поташник Марк Максимович

Теория поколений педагогов

Малыхина Любовь Борисовна

Учительский саботаж

Данилова Лариса Николаевна

Типичный советский учитель: нужно ли переучивать под ФГОС?

Куксо Екатерина Николаевна

Что выберем - коллектив или стадо?

Созонов Валерий Петрович

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.