Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Почему хорошо быть женщиной-директором?

Куксо Екатерина Николаевна, аспирантка НИУ ВШЭ, г. Москва

При обсуждении проблем образования часто слышу про феминизацию школы как негативную тенденцию. Странно получается, что женщин не хотят видеть директорами школ, а потом ещё и обвиняют систему в том, что так много женщин всё же ими стали. На месте тех самых 74,4% российских школьных лидеров-женщин, я бы обиделась. И вообще у меня есть вопрос: почему высокий процент директоров-женщин – это проблема? Может, это преимущество?

Сразу скажу: не нравится мне весь этот сексизм. Все эти разговоры, что мальчики не плачут, девочки не разбрасывают вещи, – это ещё ладно. Пугает невероятная популярность в интернете квази-премудростей типа: «Успешный мужчина – это тот, который зарабатывает больше, чем его жена может потратить. Успешная женщина – та, которая нашла такого мужчину...». И так во всех сферах.

 А не сексист ли вы сами?

Прежде чем вы скажете, что не подвержены стереотипам и относитесь к мужчинам и женщинам с одинаковым признанием, попробуйте пройти тест на дискриминацию -https://implicit.harvard.edu/implicit/russia/. 

В Гарварде был разработан исследовательский инструмент, который на основе быстрых скрытых реакций определяет, насколько ваше подсознательное отношение совпадает с провозглашаемыми установками.  При помощи теста можно оценить, насколько лояльно вы в реальности относитесь к расам, полам, сексуальным меньшинствам и пр.  

Мне кажется, сколько бы ни выходило статей про то, что результаты мальчиков и девочек, например, по естественным наукам и информатике почти одинаковые, стереотипы насчет предрасположенностей исчезнут еще очень нескоро. Мерить всех одной линейкой (вернее двумя — «гуманитарно-девчачьей» и «технически-мальчуковой») несравнимо проще, чем относиться к каждому человеку как к неповторимому феномену. 

 

О, дивный феминный постиндустриальный мир

Современные мыслители в образовании всё чаще предлагают отказаться от универсальных линеек в пользу признания уникальности каждого человека вне зависимости от пола, национальности, характера и пр.  Возможно, вы уже смотрели выступления харизматичного Кена Робинсона про то, что сейчас уже не нужен конвейер по производству шаблонных кадров для индустрии? Про то, что для современных школьников значительно важнее гибкость, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, критическое мышление?

В целом переход образования в постиндустриальную эпоху — это, пожалуй, один из самых модных и передовых трендов. Кстати, российское образование тоже попробовало шагнуть в неизведанный постиндустриальный мир некоторыми отрывками ФГОСов, хотя шаг этот оказался неловким и неуклюжим — пока с индивидуальными траекториями получился скорее faux pas*. 

Но если от философии обучения перейти к философии управления образованием, то вполне очевиден вывод, что вся постиндустриальная образовательная система должна быть более гибкой. Пожалуй, ещё и в большей степени умеющей принимать людей такими, какие они есть, готовой к диалогу, толерантной, инициативной.

Согласитесь, едва ли можно научить чему-то, чем сам не обладаешь. Если учитель английского едва  говорит на иностранном языке, сложно будет ждать успехов от учеников. Если директор строит строго центричную, иерархичную систему, то сложно ожидать инициативы и среди учителей, и среди учеников. Постиндустриальный мир и культ одного человека несовместимы.

Если мы сейчас обратимся к классическому пониманию феминности и маскулинности, то получится, что идеал современной школы — это скорее набор феминных черт.  Например, маскулинность подразумевает доминирование, строгую иерархию, конкуренцию, ориентацию на результат, создание правовой системы, рациональность, непризнание неудачников, дифференциацию ролей. Феминными чертами считаются ориентация на отношения, гибкость, эмпатия, интуитивная, а не правовая этика, поддержка всех других людей, кооперация. 

По этой модели, типичный маскулинный директор строил бы школу, ориентированную на построение отлаженного процесса подготовки всех школьников к высокой сдаче ЕГЭ - точка. Типичный феминный директор стремился бы к созданию контекста, в котором поддерживаются все ученики вне зависимости от способностей и который ориентирован на раскрытие потенциала, даже если это может «навредить» объективным показателям (вполне себе финская модель, как считаете?).  

 

Особенности феминного управления

Мужчины-директора в нашем обществе считаются более успешными. Это очень распространенный миф, но он вообще-то ничем не подтвержден. В России на это счет нет ни одного исследования. Стоит отметить, среди выдающихся директоров, вполне возможно, больше мужчин (например, среди финалистов конкурса «Директор школы»). Могу предположить, что это связано с тем, что в целом мужчинам больше свойственны соревновательность и экстремальная выраженность определенных черт. Но если мы сравнивали бы не экстремумы (т. е. лучших из лучших или худших из худших), вполне вероятно, что «средняя температура» была бы в пользу женщин.

Например, есть зарубежные исследования эффективности 16.000 руководителей обоих полов, по результатам которого женщины на несколько процентных пунктов эффективнее мужчин (если быть точнее, на 2,7%). Исследования вообще из англо-саксонского контекста, но у нас же принято считать, что русские женщины умеют всё то же самое, плюс у них есть бонусные умения останавливать коня на скаку и входить в горячую избу.

Так, исследователи выделяли 12 умений эффективных руководителей, и по восьми из них женщины имели более высокие результаты.  Например, женщины CEO на 13,7% более инициативны. Кроме того, женщины-лидеры лучше умеют достигать высоких результатов, мотивировать, строить команды, демонстрировать честность и целостность, укреплять отношения в коллективе, развивать себя и других и пр. Мужчины, в свои очередь, лучше анализируют, решают проблемы, эффективнее общаются, занимаются инновациями.  

Исследователи наблюдают тренд, что мужчины в среднем чуть более эффективны в возрасте от 25 до 37 лет, после этой точки продуктивность женщин значительно возрастает. Если учесть, что подавляющее большинство директоров старше 35 лет, то это вполне существенный бонус в пользу женщин-лидеров.

 

Наверное, внимательный читатель обратил внимание на то, что...

... я в начале статьи говорю, что мне не нравится сексизм, а сама пишу довольно дискриминационную статью. Разве что в другую сторону. Небольшое достижение, прямо сказать. Честно скажу, эта статья задумывалась как небольшая провокация. Если она кого-то задела, прошу меня простить (хотя, может, это и хорошо, что задела?).

Вообще мне бы очень хотелось, чтобы разговоры про то, кто лучше – мальчики или девочки, мужчины или женщины в роли директоров – остался за пределами профессионального педагогического дискурса. Что позволено в социальных сетях, не позволено в профессиональном образовании.

Мне бы искренне хотелось, чтобы мы все чаще отрывались от стереотипов насчет пола, стажа, категории и других жестких или формальных характеристик. Было бы здорово, если бы мы чаще смотрели на конкретных людей с их конкретными плюсами и минусами, сложностями и перспективами. Чем больше развивается мир, тем меньше он укладывается в строгие статистические модели. Эпоха постмодернизма обрывочна и мало предсказуема статистикой.

В целом люди менее разные, чем это многие пытаются представить. А любая управленческая парадигма (конкурентная или кооперативная, феминная и маскулинная) может быть эффективной, если человек понимает, что и зачем он делает. Собственно, и чистых типов не бывает, любой человек в той или иной степени может сочетать феминное и маскулинное. Согласитесь, это так удобно — навесить ярлык (мужчина/женщина, плохой/хороший) и не думать. Гораздо сложнее помочь каждой из 74,4% и каждому из 25,6% найти свою модель управления школой.

Да, сейчас такое соотношение мужчин и женщин в образовании. Но говорить, хорошо это или плохо, несколько неэтично и непродуктивно, на мой взгляд. Это всего лишь статистическая модель, которую, возможно, стоит учитывать.   

 

P.S. А слово «директриса» всё же звучит оскорбительно… Хотя очень хотелось бы, чтобы были и уважительные слова для тех женщин, которые решились взять на себя огромную ответственность по управлению школой, несмотря на стереотипы.

 

  Куксо Екатерина Николаевна, 

аспирантка НИУ ВШЭ, г. Москва

 

 

   
 
 
 

25.08.2015  |  Просмотров: 2238  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

Психокоррекция педагога

Мельникова Ирина Васильевна

Егорка Слонов

Ивченко Олег Владимирович

Дорогу осилит идущий…

Колесень Лариса Ивановна

Лидеры школы

Куксо Екатерина Николаевна

Perpetuum Mobile или социальный капитал как ресурс изменений сельской школы

Склюева Оксана Ивановна

 


 

Самые популярные материалы

Бедность как порок

Подковыркина Жанна Валерьевна

«Климат-контроль» организации

Купоросов Павел Александрович

Как школа поощряет воровство

Куксо Екатерина Николаевна

Источники технологизации образования

Ушаков Константин Михайлович

Модель школы: школа-комплекс

Захаренко Неонила Семеновна

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Как школа поощряет воровство

Куксо Екатерина Николаевна

Источники технологизации образования

Ушаков Константин Михайлович

«Климат-контроль» организации

Купоросов Павел Александрович

«Гильотина из Парижу», или Роль директора в условиях конфликта

Пономарев Николай Иванович

Модель школы: школа-комплекс

Захаренко Неонила Семеновна

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.